Музеи древностей, галереи современного искусства, необычные музеи – замечательные места для фотографирования. Однако снимать в таких, зачастую нестандартных условиях, под силу не каждому фотографу. Но не стоит сразу же отказывать себе в такой интересной практике, нужно лишь вооружиться некоторыми знаниями. Эти 7 простых советов от профессионалов нашего блога помогут вам в этом.
1. Прежде всего узнайте, можно ли снимать там, куда вы отправляетесь
Большинство музеев и галерей разрешают любительскую съемку своих экспонатов. Но бывают и те, где пользование профессиональной фотокамерой запрещено.
Потому, чтобы не попасть в неприятное положение, лучше всего осведомиться заранее, можно ли снимать в том музее (или галерее), который вы планируете посетить, скачав правила.
Если правила в нескольких pdf файлах, можно объединить несколько pdf файлов в один для удобства.
Это можно сделать на сайте (если такой имеется) или на входе при покупке билета. Помните, что в местах, где хранятся ценные экспонаты (книги, картины) может быть запрещено пользоваться вспышкой. Это также лучше уточнить на входе или у смотрителя.
2. Тщательно обдумайте тематику снимков
Просто снимать экспонаты может каждый. Тем более, что все они уже представлены в туристических программках, альбомах.
Потому, чтобы ваши снимки заметили, нужно придумать что-то особенное и постараться передать те же предметы, но в новом свете, с учетом собственного видения.
Здесь можете раскрыть все свои творческие способности. Ищите неожиданные ракурсы, постарайтесь добавить в снимок истории, необычности.
3. Уделите внимание архитектурным формам
Крупные музеи обычно находятся в зданиях, которые сами по себе представляют чрезвычайный интерес для архитектуры и искусства. Потому, собираясь снимать в музее, не забудьте и про само здание музея. Поищите интересные ракурсы, поснимайте детали, общие планы. Возможно вы найдете что-то новое в уже привычных сюжетах.
4. Не забудьте про стекла
Экспонаты в музеях часто защищены от слишком активных посетителей рамками из стекла. Для фотографа такая защита может представлять некоторые сложности. Блики от стекла могут безнадежно испортить снимок. Чтобы такого не случилось, нужно постараться более тщательно подбирать ракурс.
Также камеру лучше держать как можно ближе к стеклу (разумеется, если это разрешено внутренними правилами музея). Для такой съемки даже существует спец. приспособление – резиновая накладка на объектив. Она предохраняет стекло от удара и поможет удерживать камеру более ровно, без смещения.
5. Научитесь работать со светом
Музеи и галереи предполагают слабое освещение. Снимать в подобных условиях может быть сложно. Когда вы замечаете, что снимки получаются размытыми, это значит, что выбранная скорость затвора слишком низкая.
Выйти из положения можно, если воспользоваться штативом. Если штатива нет, можно попробовать установить камеру на какую-нибудь стабильную поверхность. Также можно повысить значение ISO. Чтобы лучше ориентироваться со светом в музее, вначале поэкспериментируйте дома. Так вы быстрее подстроитесь и не будете тратить лишнее время на настройки камеры.
6. Проявите творчество
Как уже говорилось, при съемке в музеях или галереях постарайтесь избегать избитых сюжетов. Постарайтесь найти свой стиль, изобразить детали, которые многие на замечают. Не стесняйтесь проявить свой креатив. И, конечно, приложите профессионализм и качество съемки.
7. Постарайтесь проявить терпение
В крупных и широко известных музеях всегда множество посетителей. Это может затруднить творческий процесс для фотографа. Чтобы качественно снять объект, всегда нужно определенное время для подбора правильного ракурса, определения настроек. Желающие осмотреть этот экспонат посетители могут помешать.
Потому при такой съемке нужно проявить максимум терпения и выдержки. Чтобы поток посетителей был не слишком большим, можно выбирать для посещения будние дни или раннее утреннее время сразу после открытия.
Источник: http://deadwork.ru/rabota-s-foto/kak-fotografirovat-v-muzeyah-i-galereyah/
Что и как фотографировать в музеях
Многие из нас любят посещать музеи, особенно во время путешествий. Музеи могут быть разные, в них представлены различные экспозиции, и каждый может найти для себя что-то интересное и привлекательное.
Зачастую сама экспозиция или отдельные произведения искусства настолько впечатляют, что хочется сохранить их «для себя». То есть сфотографировать их и унести памятные снимки с собой, чтобы потом насладиться произведениями мастеров на экране компьютера, либо распечатав фотографии.
Как снимать в музее? В чем особенности такой съемки и на что обратить свое внимание? Попробуем дать несколько практических рекомендаций.
Музейные правила фотосъемки
В музеях действуют свои правила и законы, касающиеся того, что можно фотографировать, а что нельзя. Раньше во многих музеях и художественных галереях действовал запрет на фотографирование.
Сегодня фотографировать для себя разрешается уже практически во всех музеях. Но при этом на входе посетителей уведомляют о том, что можно снимать, а что фотографировать категорически запрещено.
Иногда за возможность фотосъемки музеи взимают определенную плату – не более стоимости входного билета.
Пикассо. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
Имейте в виду, что в музее может быть запрещена съемка со вспышкой. Объясняют это обычно тем, что от света вспышки могут пострадать картины и другие произведения искусства, представленные на выставке. Но в реальности это правило действует скорее для того, чтобы одни посетители (с фотооборудованием и вспышкой) просто не мешали другим.
В некоторых музеях сотрудники не обращают никакого внимания на посетителей с «мыльницами» или мобильными телефонами с камерой. Но стоит только появиться в зале человеку с громоздкой зеркалкой и сопутствующим фотооборудованием, то к нему сразу же возникает повышенное внимание. Могут запретить вести съемку, даже если у человека имеется разрешение, которое он оплатил.
Объясняют это тем, что в музейных помещениях разрешается исключительно любительская съемка, а не профессиональная. Таким образом, у каждого музея свои правила и законы. Если на вас обратили внимание сотрудники музея, не стоит конфликтовать и доказывать, что вы снимаете простой любительской камерой.
Лучше проявить вежливость, ответить улыбкой и попросить разрешить сделать пару кадров.
Кстати, в европейских музеях не так ревностно относятся к запретам на фотосъемку. Например, знаменитый лондонский Музей Виктории и Альберта даже имеет собственную страничку в сети, на которой посетители могут выкладывать свои фотографии, сделанные в выставочных залах этого музея. Таким нехитрым способом только подогревается интерес людей к различным экспозициям и выставкам.
Музей Ватикана
Выбор оборудования для съемки в музее
Тщательно подходите к выбору оптики для съемки. Скорее всего, внутри музейного помещения при наличии запрета на использование вспышки и в условиях пониженной освещенности, вам придется столкнуться с недостатком света для получения качественных фотографий.
Поэтому желательно иметь в своем арсенале светосильный объектив. При съемке в музее очень важна возможность широко открыть диафрагму. Оптимальный вариант – светосильный 50 мм фикс (с диафрагмой f/1.4 или f/1.8). Также с собой можно захватить универсальный зум 24 – 70 мм f/2.8.
Длиннофокусная оптика здесь не пригодится, а вот широкоугольник может сослужить хорошую службу.
Пронести с собой громоздкий штатив вам вряд ли дадут работники музея. Для этого, вероятно, потребуется специальное разрешение. А вот легкий, складывающийся монопод можно попробовать взять с собой. Много разнообразного фотооборудования брать не рекомендуются – охрана и сотрудники музея могут не разрешить вам пронести в выставочные помещения рюкзак или большую сумку с фото принадлежностями.
Снимайте здания и интерьеры музея
Рим
Не забывайте, что сами здания, в которых размещаются музейные экспозиции, представляют огромный интерес. Как правило, музеи размещаются в старинных особняках или дворцах, которые отличаются своим архитектурным обликом и особенностями, начиная от великолепной внешней отделки и заканчивая лестничными проемами. Прежде чем приступить к осмотру экспозиции сделайте несколько интересных фото самого здания. Также обратите внимание на внутренние интерьеры, зачастую представляющие не меньшую ценность, чем сама экспозиция. Поснимайте потолок, стены и колонны. Такие снимки позволят передать атмосферу того музея, в котором вы побывали.
Недостаток света
В музейных помещениях вам придется иметь дело с условиями пониженного освещения. Другими словами, в музеях бывает довольно тускло, ощущается недостаток света, да еще и вспышку запрещают использовать. Чтобы справиться с такими условиями, можно немного поднять чувствительность ISO.
Но лучше использовать относительно длинные выдержки. Как раз здесь вам и может пригодиться небольшой, удобный монопод. Если монопод пронести в музей не удастся, то стоит воспользоваться непрерывным режимом съемки и активировать систему стабилизации на камере.
Правда, учтите, что аккумулятор камеры в таком случае разрядиться гораздо быстрее.
Фотовыставка «125 лет National Geographic». Москва
Еще одна особенность музейных помещений – то, что в различных залах освещение может быть разным по цветовой температуре.
Поэтому для создания качественных снимков, вероятно, придется настраивать баланс белого вручную. Так как при автоматических настройках вы можете получить фото с немного измененными цветами.
После ручной корректировки баланса белого сделайте несколько пробных снимков, чтобы оценить результаты.
В некоторых музейных залах может присутствовать естественный свет, пробивающийся через узкие дверные проемы или небольшие окна. Он формирует своеобразные световые полосы или дорожки, которые можно использоваться при съемке для создания более интересных, объемных фотоизображений.
Избегайте бликов и отражений от стекол витрин
Помните, что стеклянные и металлические поверхности создают неприятные блики и отражения. Поэтому их стоит избегать. Но в музеях многие экспонаты, например, старинные артефакты или картины, размещают именно за стеклом.
Чтобы сфотографировать такие объекты, расположенные за стеклом, нужен рассеянный, а не прямонаправленный свет. Иначе появятся блики. Протрите стекло чистящей салфеткой, которую можно захватить с собой.
Чтобы не поймать отражение, приблизьте объектив фотоаппарата как можно ближе к стеклу. Используйте ручную фокусировку, чтобы резким получился только нужный вам предмет.
Очень полезным для съемки объектов за стеклом может быть поляризационный фильтр, который снизит вероятность появления бликов и отражений на фотографии. Если экспонат за стеклом слабо освещен, придется немного поднять ISO – до 800 единиц.
Делайте акцент на деталях экспонатов
При съемке различных музейных экспонатов акцентируйте внимание зрителя на деталях. Съемка экспонатов крупным планом с выделением отдельных деталей позволяет придать им больше величия и драматизма.
Издали лучше фотографировать зум-объективом, а если вы располагаетесь близко к объекту съемки, то здесь подойдет макро объектив. Выбирайте удачный ракурс, чтобы ничего лишнего не попало в кадр.
Иногда стоит посмотреть на отдельные экспонаты под непривычным углом, чтобы обнаружить что-то необычное и интересное, на что бы вы совершенно не обратили внимание в обычной ситуации.
Фотографируйте посетителей музеев
Помимо съемки экспонатов и роскошных интерьеров, в музее можно фотографировать и посетителей, пришедших сюда для знакомства с высоким искусством. Иногда это бывает не менее увлекательно, чем съемка самих музейных ценностей. Позы и выражение лиц людей на фотографиях могут создать определенную связь между искусством прошлого и нашей реальностью.
Источник: http://www.fotokomok.ru/chto-i-kak-fotografirovat-v-muzeyax/
Почему нельзя фотографировать со вспышкой в музеях
Каждый любитель разглядывания экспонатов сталкивался с этим запретом. Многие объясняют его беспокойством о других посетителях, которых может отвлекать яркий свет, или глупыми предрассудками музейных хранителей.
Полный запрет на использование камер вполне понятен. Если все начнут делиться фотографиями, выкладывать в Сеть, кто же будет ходить в музеи? А вот полумера в виде запрета на съемку со вспышкой вызывает вопросы. Многие музейные работники сами не могут дать этому вразумительное объяснение.
Одна из версий — вспышки отвлекают сотрудников и посетителей. Первым они мешают следить за порядком, вторым — сосредоточиться на экспонатах и проникнуться атмосферой. И действительно, трудно рассмотреть и оценить произведение, если тебя постоянно слепят со всех сторон и просят отойти, чтобы получить нужный ракурс.
Вторая версия — вспышка негативно влияет на экспонаты. Многие годы это считалось мифом, который не могли доказать или опровергнуть. Поэтому музеи просто перестраховывались. И, как оказалось, не зря.
У ксеноновых ламп, используемых во вспышках, есть еще одно предназначение. Именно их используют в лабораторных испытаниях для преждевременного «старения» предметов. Скажем, на рынок выходит новый продукт и производитель гарантирует его сохранность в течение 50 лет.
Если бы тесты проводились в реальных условиях, то нам пришлось бы десятилетиями ждать новых изобретений. Поэтому используются специальные процессы, ускоряющие износ, и позволяющие в считанные дни посмотреть, как будет выглядеть предмет через 20 лет эксплуатации.
Неизменным участником подобных испытаний является ксеноновый свет.
Под воздействием световых вспышек меняется цвет некоторых пигментов и даже структура внешнего слоя объекта испытаний. Обратите внимание на товар, выставленный в витрине любого магазина. Картонные коробки, одежда и даже глянцевый пластик со временем начинают приобретать специфический оттенок. А представьте, как изменится выражение лица «Моны Лизы», если ее оставить на солнце несколько дней?
Как посетить музеи бесплатно?
Понятно, одна вспышка не причинит вреда. И даже десять или сто. Но представьте миллионы вспышек фотокамер в год, влияние которых сопоставимо с одним днем, проведенным на жарком пляже. Уже через несколько лет изменения будут заметны невооруженным глазом. Поэтому, в следующий раз, когда увидите в музее знак, запрещающий фотографировать со вспышкой, помните, что это не чей-то глупый каприз.
09.10.2018
Пожалуйста, оцените, была ли статья вам полезна! (2
Источник: http://turvopros.com/pochemu-nelzya-fotografirovat-so-vspyishkoy-v-muzeyah/
Центр современного искусства "Облака"
Государственный музей Голландии, именуемый Rijksmuseum, в конце октября текущего года провел интересную акцию. Дирекция культурного учреждения предложила своим посетителям убрать фотоаппараты и телефоны и вместо того, чтобы снимать произведения искусства, рисовать их.
«В нынешнем мире мобильных телефонов и медиасредств посещение музеев стало пассивным и несколько искусственным опытом. Посетителей легко отвлечь и они не наслаждаются красотой и уникальностью искусства в полной мере, часто не замечая магии и волшебства.
Вот поэтому Рейксмюзеум хочет помочь посетителям открыть для себя красоту искусства и оценить ее в полной мере, попытавшись самим нарисовать собранные у нас шедевры», — объясняют инициаторы проекта.
Чем интересна эта затея? Администрация музея справедливо отмечает, что когда человек что-то рисует, не важно, профессионально или любительски, он обращает внимание на все незначительные детали и нюансы. Таким образом, посетитель сможет стать ближе к автору произведения, к его мыслям и идеям, глубже погрузиться в созданный художником мир.
24 и 25 октября всем желающим гостям Rijksmuseum на входе выдавались карандаши и блокноты для нового формата знакомства с искусством.
К слову, в этом музее разрешено фотографировать экспонаты. Однако в Музее Ван Гога, который также расположен в Амстердаме, снимать категорически запрещено. Если смотритель застукает вас при попытке снять «Звездную ночь» или любое другое творение голландского мастера, может сложиться конфликтная ситуация.
На некоторый период по просьбе посетителей дирекция музея впервые за всю его историю разрешила фотографировать, но, в конце концов, запрет вернулся. И причиной тому стало раздражение, которое испытывают гости, наслаждающиеся искусством без техники.
Согласно официальной статистике, за год музей Ван Гога посещают почти 1,5 миллиона человек, среди которых преобладающее большинство – туристы их разных стран. В любое время года залы музея заполоняют сотни любителей Ван Гога.
И действительно, некомфортно изучать полотна художника и в полной мере насладиться моментом, когда вокруг ходят люди, делающие селфи на фоне шедевров… Администрация этого музея разрешила делать снимки только на тех пространствах, где не выставлены экспонаты.
Как этот вопрос решается в России? В марте 2014 года подкомитет Госдумы по интернету и развитию электронной демократии предложил отменить плату за съемку, там, где она введена, и разрешить ее осуществлять, там, где она запрещена.
Кроме того, согласно поправкам к законодательству, авторам снимков разрешается распространять их без согласования с администрацией музея. «Нужно расширить доступ наших граждан к информации. У населения невысокий интерес к культурным и образовательным ценностям.
Мы должны создать условия и заинтересовать людей», — объяснили инициаторы нововведений. Данное предложение вызвало негативную реакцию со стороны представителей музейного дела.
Решение о съемках принимаются на местах – администрацией каждого конкретного музея. Например, с 1 апреля 2015 года право на бесплатное фотографирование экспонатов предоставили посетителям Эрмитажа. При этом оговаривается, что речь идет о съемке, не преследующей коммерческих целей.
Представитель Третьяковской галереи Лара Бобкова в интервью The Village объяснила, что, кроме всемирно известных работ, в музее представлены временные экспозиции, куда входят неопубликованные нигде ранее картины.
«В этом и смысл временных выставок, которые готовятся очень долго, два или три года, — найти и отсмотреть целый пласт произведений, которые находятся в разных собраниях, найти вещи, не опубликованные ранее». Разумеется, в таком случае распространение снимков нежелательно – это обесценивает труд кураторов выставок.
«Возможности камер достигли такого уровня, что даже на небольшой фотоаппарат можно сделать профессиональные фотографии, а потом использовать изображения в коммерческих целях», — говорит Бобкова, напоминая, что в Третьяковке съемка под запретом.
Согласно результатам исследования психологии посетителей музеев, те, кто использует камеру, запоминает меньше деталей и через некоторое время у него останутся смутные воспоминания о посещении культурной институции.
«Когда вы нажимаете на кнопку затвора, вы посылаете сигнал своему мозгу, говорящий ему: «Я только что поручил это дело внешнему исполнителю, и камера будет помнить это для меня». Фотографии — это трофеи.
Вы хотите показать людям, где вы были, вместо того чтобы сказать себе: «Это важно, я хочу это запомнить», — цитирует Theartnewspaper психолога Линда Хенкель из Фэрфилдского университета в США
Источник: http://artoblaka.ru/blog/pochemu-nelzya-fotografirovat-v-muzeyah/
Почему запрещено фотографировать в музеях?
Как правило, во всех музеях запрещено фотографировать со вспышкой (No flash).
Запрет фотографировать со вспышкой обычно объясняется тем, что экспонаты портятся от вспышек света. Данное объяснение не выдерживает критики. Чтобы картина, страница рукописи, гобелен потеряли цвет, выцвели, испортились, их надо подвергать действию вспышек ежесекундно на протяжении сотен и тысяч лет. О скульптурах даже не стоит говорить.
В залах музеев специально выставляется свет для каждой картины, каждого экспоната. Постоянные вспышки нарушают этот специально созданный и выверенный режим освещения, разрушают спокойную музейную атмосферу. Яркие вспышки света раздражающе действуют на психику человека и мешают остальным посетителям получать удовольствие от посещения музея.
В качестве замечания. Есть музеи, в которых запрет фотографировать со вспышкой практически не действует.
Это различные музеи занимательной науки, техники, где экспонаты не так «бесценны», где всегда очень много детей, а следовательно, более свободное поведение посетителей.
В таких музеях даже разрешено (и нужно) трогать экспонаты руками. К фотографированию в таких музеях служители музеев относятся очень либерально.
Также в музеях запрещена коммерческая съёмка (Non-commercial) — извлечение выгоды из сделанных снимков. Это подразумевает (что иногда отдельно оговаривается) запрет профессиональной съёмки с использованием специальной аппаратуры (штатива). Этим самым музеи стимулируют покупку в своих магазинах открыток, альбомов, другой сувенирной продукции.
С 2014 года многие музеи стали вводить запрет на использование специальных палок для съёмки селфи — моноподов (No selfie-sticks). Это связано с опасностью палок для сохранности экспонатов и здоровья окружающих людей (палка в руке увеличивает вероятность случайно задеть другого человека или музейный экспонат).
В некоторых музеях запрещено фотографировать совсем (и без выспышки тоже) и предлагается купить специальный билет, разрешающий делать фотографии.
Что касается российских музеев, то, согласно статье 16 закона о защите прав потребителей, данная «услуга» незаконна, а именно является так называемой «навязанной услугой», и вы вправе потребовать у работников музея дать вам письменный запрет на фотографирование с печатью и подписью, который вы «собираетесь отправить в прокуратуру», и привести ссылку на ст.
7 закона «Об информации», согласно которой вы можете фотографировать всё что угодно, если не собираетесь нарушать ограничения на распространение этой информации (только для собственного пользования) и не затрагиваете ни чьих прав.
Но всё же есть музеи и выставки, где фотографировать запрещено на вполне законных основаниях: если автор экспозиции или хозяин экспонатов (правообладатель) на правовой основе ограничил возможность съёмки (авторское право).
Что касается музея Орсэ (Musee d'Orsay), то, по-видимому, вам «посчастливилось» попасть в него в 2010 году, когда руководством музея был введён полный запрет на фотографирование внутри. Этот запрет через короткое время был отменён благодаря недовольству посетителей. Сейчас на официальном сайте музея указаны обычные правила для съёмок, как и для остальных музеев.
В некоторых музеях абсолютный запрет на фотосъёмку кажется вполне оправданным. Так, например, в замке Шёнбрунн (Вена) свобода всё фотографировать породила бы неудобства для самих же посетителей — каждому хочется снять всю эту красоту — возникла бы толкотня, столпотворение.
- С пониманием надо относиться к запретам на фотографирование в местах с сакральным значением (религиозные сооружения, мавзолеи).
- Абсолютный запрет на фотографирование существует в Каирском египетском музее (на входе все посетители обязаны сдать фотоаппарат).
- Бывают запреты на фотографирование отдельных экспонатов, защищённых авторским правом, особенно на временных выставках.
- Исторически, с увеличением количества и доступности фототехники и распространения привычки фотографировать всё подряд, наблюдается либерализация отношения к съёмкам в музеях.
Источник: http://AnsWiki.org/818-pochemu-zaprescheno-fotografirovat-v-muzeyah.html
Можно ли снимать в театрах, музеях и магазинах?
Обычно заранее предупреждают, что любая фото- и видеосъемка запрещена. Делается это, очевидно, для защиты авторских прав (или прав исполнителя, которые смежны с авторскими), также нередко организаторы/администрация говорят о том, что вспышка может ослепить исполнителя или актера, а проконтролировать ее гарантированное неиспользование до того, как человек сделал снимок, нельзя. Казалось бы, все логично.
Однако, как разъясняют юристы, не все так однозначно.
Исполняя любое произведение (песню, танец, спектакль), исполнитель получает так называемые «смежные права». Они очень похожи на авторские, а следовательно, результат исполнения можно свободно использовать в похожих ситуациях.
В соответствии со ст. 1306 ГК, использовать результат исполнения можно в тех же случаях, в которых можно использовать авторские произведения. То есть, если снимающий не извлекает выгоды из этих фотографий, он имеет право их делать.
Если же говорить о съемке как таковой, в законодательстве нет прямых запретов на ее проведение. Однако в данном случае нужно учитывать вот какие нюансы:
запрещая съемку, организатор может заявить, что он пресекает угрозу нарушения авторских прав (ст. 14, 1250-1252 ГК).
Однако в ст. 10 ГК закреплена так называемая «презумпция добросовестности», принцип, который действует та же, как и презумпция невиновности. Пока не доказано обратное, человека обвинить нельзя.
Следовательно, организаторы не могут «сыграть на опережение» и запретить съемку до того, как кто-либо предпринял попытку произвести ее и не было доказано, что она нарушает права исполнителя.
Также можно вспомнить закон «О защите прав потребителей», который запрещает нарушать права потребителей.
Следовательно, если вы снимаете в театре или на концерте, вас могут попросить перестать делать это, но сначала им придется доказать, что тем самым вы нарушаете права исполнителя или автора произведения.
Но «по умолчанию» установить запрет прямо перед представлением — нет. Однако есть нюанс! Организатор может заранее заявить о том, что съемка запрещена — в буклетах, на афишках, на билетах.
Делать это ему закон не запрещает.
Итого! Снимать в театре без вспышки можно, если вы не собираетесь использовать эти снимки для извлечения выгоды или дальнейшего распространения. Но, получив снимки, вы не можете нарушать закон и можете использовать их только в личных целях (вплоть до того, что это может означать запрет на выкладывание их, например, в социальных сетях).
В музеях есть две формы ограничения: съемка может быть запрещена или разрешена за дополнительную плату.
Музеи вправе определять условия доступа к коллекциям. Их задача — оберегать экспонаты. Поэтому они могут запретить снимать со вспышкой!
Также, как обычно, действует ограничение на использование полученных фотографиях с целью получения прибыли. Но не обязательно это должен быть запрет, музей может просто потребовать деньги за такие фотографии (ст. 53 ГК).
Но! Музеи не имеют права брать деньги за фотографии, которые сделаются в личных целях.
Есть нюанс, связанный со сравнительно новыми произведения искусства. Если после смерти автора не прошло 70 лет, то объект еще не стал общественным достоянием, на него распространяются авторские права. Следовательно, использование их возможно только с разрешения правообладателя. Если согласия нет, то и фотографировать нельзя. Так ли это? Не совсем! В п.
1 ст. 1276 ГК говорится, что если объект находится в месте, открытом для свободного посещения, то его фотографировать можно! Естественно, кроме тех случаев, когда это делается с целью извлечения прибыли.
Музеи как раз относятся к таким «местам, открытым для свободного посещения», следовательно, даже произведения второй половины XX века снимать в музеях можно!
Итого! Фотографировать в музеях без дополнительной платы можно, если результат съемки не используется для получения прибыли.
Поговорив о пище духовной, обратимся к местам, где продается пища физическая.
Нередко случаи запрета на съемку в торговых залах магазинов, супермаркетов. Особенно агрессивному противодействию подвергаются люди с техникой, которая выглядит как «профессиональная».
Этот запрет однозначно и целиком незаконен!
В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на свободный поиск, получение и распространение информации любым способом, не противоречащим закону. А в ФЗ «Об информации…» в ст.
7 указывается, что общедоступная информация может использоваться кем угодно при условии, что не нарушаются другие законы.
А размещение товаров на полках и указание их цены — это публичная оферта, так что не должно быть ограничений на то, чтобы делать снимки.
Итого! Фотографировать в магазинах можно без ограничений. И никто из работников не может заставить вас убрать фотоаппарат или телефон.
Фотографировать в метро можно, как и в любом другом общественном месте — опять же, при условии, что вы не используете изображения посторонних людей для извлечения выгоды.
Но! Профессиональная кино- и видеосъемка запрещена без дополнительного разрешения, которое нужно получать у администрации. Правила составления запроса можно найти на сайте метрополитена.
Есть определенные ограничения и на фотосъемку. Нельзя использовать вспышку (так как это может ослепить машиниста), а также штатив, потому что это может помешать другим пассажирам.
Других ограничений нет, если вы не нарушаете своими действиями иные положения законодательства. В московском метро, например, даже есть маркеры «лучшее место для фото» на некоторых станциях.
Итого! Фотографировать в метро без вспышки и штатива можно!
Источник: https://roscontrol.com/ozpp/article/mogno-li-fotografirovat-v-teatrah-muzeyah-i-magazinah/
Туристический бизнес Санкт-Петербурга
В Русском музее обновлены правила посещения постоянных экспозиций и выставок. Некоторые пункты этого серьезного официального документа выглядят анекдотичными. Но только для тех, кто редко посещает музеи.
Как сообщила нашей газете Анна Цветкова, заместитель директора Русского музея по развитию и связям с общественностью, дополнительные полторы страницы запретов не надуманная прихоть злых музейщиков, а следствие ежедневной практики работы с посетителями. Раз они считают, что разрешено все, что прямо не запрещено, то приходится ставить барьеры.
Итак, нельзя ходить в Русский музей с любыми дикими и домашними животными и птицами. Приходилось останавливать публику с морскими свинками, голубями и прочей живностью. Аргументы посетителей просты: они же тихие-мирные, посидят на руках.
Мода на большие дамские сумки, рюкзаки и спортивность привела к ограничению размеров ручной клади — 40 х 40 х 20 см и запрет на посещение музея с велосипедами, роликовыми коньками, самокатами, санками, лыжами, палками для скандинавской ходьбы. Со всем этим инвентарем публика приходила, причем неоднократно. Также не разрешены музыкальные инструменты. Один любитель отечественного искусства пожаловал в музей с контрабасом и отказывался оставить его в гардеробе.
Теперь о вещах более серьезных. Музей внес запрет на прием еды и воды, не говоря уже про другие напитки, в музейных залах. Для этого существуют кафе. Исключение сделано для вестибюлей, где, например, люди собираются на экскурсию.
В музейных залах нельзя говорить по телефону и слушать музыку с помощью мобильных устройств. Сначала была формулировка нельзя «громко разговаривать», но в итоге от нее отказались, чтобы не порождать дискуссии о допустимом уровне звука.
Запрещено расклеивать объявления, петь, танцевать (кроме специальных праздников), курить электронные сигареты, устраивать фейерверки. Последние два пункта относятся в большей степени к садам Русского музея. Но были случаи попыток закурить «электрокальян» в залах с обоснованием «нет открытого огня».
Специальный пункт запрещает проведение на экспозиции молебнов. Нерадивым родителям предписано не оставлять без присмотра детей дошкольного возраста — они убегают, теряются, потом сотрудники ищут родителей по всему музею.
Что нового разрешено? Это давно обещанное Русским музеем право фотографировать на непрофессиональную технику — без штативов, вспышки и палок для селфи.
Причем не только на постоянной экспозиции, но и на выставках. Русский музей включает в договоры с владельцами произведений, привозимых для временного показа, их согласие на съемки.
Если по каким-то произведениям будет получен отказ, то музей обещает найти выход.
Мы поинтересовались в нескольких популярных музеях, разрешена ли у них бесплатная любительская съемка. В Эрмитаже можно снимать на постоянной экспозиции и нельзя — на временных выставках. В ГМЗ «Царское Село» можно снимать везде, кроме Янтарной комнаты. В ГМЗ «Петергоф» — везде, кроме Большого Петергофского дворца.
Но и среди профессионалов есть противники популяризации музеев с помощью селфи и прочей компактной электроники. Недавно Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, предложил публике задуматься о добровольном отказе от использования гаджетов в те два-три часа, пока она находится в музее. Это место, где лучше забыть о виртуальном мире и обязанности быть «в доступе».
Фото Анатолия Струнина/ТАСС
Источник: http://www.pitert.ru/news/russkom-muzee-obnovleny-p
В музее просят дополнительную плату за фотосъемку. это законно?
Мы с женой живем в Москве и часто ходим в музеи, галереи и на выставки.
Обычно я фотографирую экспонаты на телефон без вспышки, чтобы отправить посмотреть моей маме. Мама живет на Кубани и редко приезжает в Москву. Довольно часто мне запрещают фотографировать в музеях. Якобы это запрещено. А иногда разрешают снимать, но только за дополнительную плату.
Законны ли такие требования?
Денис
Большинство посетителей вообще не поднимают вопрос о законности платы, так как не хотят тратить время из-за 50 рублей. Некоторые начинают спорить с кассиром, но это бесполезно. Музейные работники обязаны выполнить указания начальства. Пока музейные тарифы не оспорены, их надо исполнять.
Но если вы считаете, что эти правила незаконны, то их можно обжаловать в Роспотребнадзоре, прокуратуре или местном департаменте культуры.
Музеи работают по закону о музеях и закону о культуре. В них нет запрета на фотосъемку экспонатов посетителями.
Многие музеи боятся съемки своих экспонатов: считают, что это может отвлекать других посетителей и ускорить старение экспонатов. Музей может прописать это в своих правилах. Я изучил, что думают о фотосъемке крупные российские музеи и галереи.
Если музейный работник говорит, что съемка запрещена особым режимом работы музея, то можно попросить его назвать дату принятия и номер приказа о введении такого режима. Скорее всего, вы сможете найти текст этого документа в интернете и проверить, не ошибается ли сотрудник.
Некоторые музеи называют разрешение на съемку услугой. Иногда посетители возмущаются: «А почему бы не продавать право смотреть на экспонаты правым глазом или стоя на двух ногах?» В этом замечании есть своя логика. Купив билет, посетитель получает право знакомиться с коллекцией музея удобным для него образом. Иногда надзорные органы соглашаются с таким аргументом.
К такому же выводу пришла прокуратура Каргопольского района Архангельской области.
Для начала попробуйте поговорить с администрацией музея, может быть, для вас сделают исключение и разрешат свободно все фотографировать.
Но скорее всего, вас даже не пустят к директору музея или предложат записаться на прием в последний четверг месяца. В этом случае попросите ознакомить вас с правилами музея, запрещающими фотосъемку, или тарифами, которые устанавливают плату за любительскую съемку.
Возможно, это все слишком сложно и не стоит одной бесплатной фотографии. Но, пока принятые музеем правила не оспорены, их надо исполнять.
Даже если вам удастся добиться права на съемку, не злоупотребляйте им. Старайтесь не мешать другим посетителям музея наслаждаться культурными ценностями.
Мы разбирали и другие вопросы, связанные с авторским правом:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/muzei-i-foto/
Почему в музеях запрещают фотографировать со вспышкой, как вспышка повредит двухвековой вазе или запонке императора?
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ
Конечно, металлу или камню вспышка особого вреда не нанесёт. Физически составить экспозиции с предметами, которые можно фотографировать со вспышкой и с которыми нельзя — очень трудно, поэтому запрет наложен на всю экспозицию музея.
Однако, фотографирование любого предмета со вспышкой всегда носит отрицательный и даже опасный характер. В первую очередь от вспышек страдает графика, масляный слой картин тоже может разрушиться из-за внутренних химических реакций пигмента со световым излучением.
Также вспышкой можно запросто ослепить другого человека, а это может привести к травмам сетчатки и дезориентации.
Представьте, на что был бы похож музей без этого запрета — на ночной клуб. В музее человек ведёт диалог с искусством, и его категорически нельзя нарушать ни громкими звуками, ни яркими вспышками.
Если всё-таки необходимо сфотографировать экспонат за стеклом, то нужно применять поляризационный светофильтр (он удалит блики).
Что касается вопросов о плохом освещении предметов, то подумайте ещё раз: его уже установили профессионалы, специально для вас.
На самом деле запрет на фотографирование в музеях довольно просто объясним всего несколькими пунктами.
-
Музеи выставляют иногда и чужие коллекции, авторы которых могут выставить музею запрет на фотографирование. А собственники коллекций ставят такой запрет потому, что хотят сами зарабатывать на продаже прав на изображения. Это логично, ведь они вложились в это произведение искусства и планируют получить прибыль.
-
Правами на изображения торгуют и сами музеи и это может быть важной для них прибылью, которую они не хотят терять.
-
Покупка билета в музей не равна покупке права на фотосессию в данном музее. Все, кто хочет пофотографировать в музее вполне могут договориться отдельно, заплатить за время в музее и за право фотографирования и фотографировать сколько душе угодно.
-
Если кто-то подумает сейчас, что музеи барыги — подумайте, что фотографы, норовящие сфоткать что-то, тоже не бесплатно раздают свои снимки и тоже на них зарабатывают.
-
И да, есть проблема старых картин, которым действительно вредит свет. Что не мешает работникам музеев запрещать фотографировать и без вспышки.
Конечно, такие запреты в какой-то степени устарели, но я думаю по-настоящему их можно будет отменять лишь тогда, когда фотовспышки уйдут в прошлое, т.к.
сколько посетителю ни говори — кто-то обязательно фотовспышку включит — достаточно посмотреть на ситуацию с показом в зоопарках ночных животных, которым категорически нельзя подвергаться фотовспышкам, но которых туристы вечно слепят, т.к. забывают отключить вспышку.
Есть еще одна причина — бизнес музеев по продаже фотографий.
Этот доход никто не хочет терять, а покупать открытку на выходе будет больше людей, если у них не будет хорошей фотографии.
Не является ответом на вопрос в полной мере, но на самом деле вам не нужна вспышка в музее. Экспонаты являются подсвеченными статичными объектами, значит, вам должно хватить 800 ISO светочувствительности, и 1/100 с выдержки. Снимайте на здоровье.
Ну и да, вспышка — это импульс яркого света, что вредно для экспонатов и раздражает окружающих.
возможно всяким ветхим картинам множественные вспышки и могут нанести вред, краски же выцветают со временем. тогда не понятно, как объясняется запрет на съемку в залах музеев, где нет живописи.
помню в хельсинки попал на выставку ван Гога, с оригиналами, фоткать было можно. в то время как в некоторых залах без живописи фоткать было нельзя.
Читать ещё 1 ответ
Источник: https://TheQuestion.ru/questions/28585/image_src
Можно ли будет свободно фотографировать коллекции музеев?
01.04.2014 | 11:28
С недавних пор у музейных работников появился еще один повод для беспокойства. Подкомитет Госдумы по интернету и развитию электронной демократии предложил отменить 36-ю статью закона – «О музейном фонде». В случае внесения поправок, можно будет свободно фотографировать и здания музеев, и сами экспонаты. Что именно вызывает опасения сотрудников музеев – рассказывают «Новости культуры».
Запретительный знак – перечеркнутый фотоаппарат, отдельный билет для фотокамеры – все это уже скоро может остаться в прошлом. Отмена любых ограничений на съемку в музее превратит российские храмы искусства в мировой центр фото-свободы. Мнения посетителей по поводу того, нужны ли эти нововведения, разделились:
— Да, конечно, будет лучше если будет бесплатная фотография; — Я считаю, что можно и билет купить для фотографирования. Дополнительно музею эти денежки пойдут.
Сами музейщики категорически против отмены 36 статьи: она касается не только любительской, но и коммерческой съемки, а значит реформа станет подарком для тех, кто не против заработать на государственной коллекции, переманив покупателей альбомов и открыток из музейных киосков в частные лавочки. По словам Ирины Антоновой, такие перемены чреваты не только потерей прибыли для музея, но и падением качества искусствоведческой литературы.
«Это коммерческая проблема, – считает Ирина Антонова. – Это один из способов, который нам разрешен зарабатывать. Вот эти внебюджетные средства, путем издания книг, альбомов, открыток, и всякой прочей продукции. Это авторское право любого музея. Когда тиражируют – в книгах, в репродукциях, должна быть грамотная обработка, надо чтобы люди знали. Что они получат».
Отмена запрета на тиражирование музейных коллекций может обернуться эксплуатации классики в рекламе.
Узнаваемые образы уже сейчас норовят использовать для продвижения товаров: «Богатыри» Васнецова на бутылке, «Утро в сосновом лесу» Шишкина на коробке конфет. Музеи отстаивают право на шедевры в суде, ссылаясь как раз на 36 статью.
После ее отмены удержать рекламщиков от соблазна объединить вечное с насущным будет невозможно – считает директор Музея декоративно-прикладного искусства Галина Андреева.
«Доходы, получаемые от коммерческого использования изображения, которое является народным достоянием, должны идти на благо культуры, – отмечает Галина Андреева. – Мы не знаем, как будут использоваться эти фотографии, и, конечно, не хотелось бы чтобы музейные предметы подвергались глумлению».
Фотографировать для себя уже сейчас можно почти во всех российских музеях, свободно или за небольшую плату – не больше стоимости входного билета. Но есть условия – снимать только на маленькую камеру и обязательно, согласно действующим правилам –без штатива и без дополнительного света. Продать такой снимок вряд ли удастся, а вот для личной коллекции – вполне подойдет.
Сделать хорошую фотографию в музее можно с помощью обыкновенного мобильного телефона, соблюдая несложные правила. Во-первых, надо выключить вспышку – не только ради сохранности шедевра, но и чтобы на снимке не было бликов. А, во-вторых, постараться найти опору – подойдет, например, оградительная стойка.
Пока что отмена 36 статьи закона «О Музейном фонде» – вопрос обсуждаемый. Будет ли она упразднена или реформирована законодателям предстоит определить в ближайшие месяцы. Музейные работники открыты к диалогу и надеются, что окончательное решение будут принимать не без их участия.
Новости культуры
общество, музей, Ирина Антонова, фотография, Новости культуры
Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/110249/