У всех нас есть множество «почему», касающихся разных сторон духовной жизни. «Правмир» продолжает серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают священники. Сегодняшние вопросы посвящены милостыне и добрым делам.
Существует мнение, что многие из тех, кто просит милостыню у дверей храмов, занимаются этим не из-за нищеты, а просто зарабатывают таким образом, причем достаточно хорошо. Как тут правильно поступить, чтобы, с одной стороны, не потакать тем, кто не хочет трудиться, а с другой – оказать милость человеку, которому она действительно необходима?
Вадим
Здравствуйте, Вадим!
В подобных случаях обычно стоит найти (не на паперти, а, например, среди знакомых) кого-то действительно нуждающегося и регулярно ему чем-либо помогать. Подсказать, кому на приходе вы можете помочь, сможет священник.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
* * *
Моя подруга считает, что подавать милостыню просящим на улице, в метро, других общественных местах незачем, так как это, по сути, бизнес, а деньги собирает «мафия». У меня уверенности в этом нет: я считаю, что подавать милостыню нужно. Разрешите наш спор.
Ирина
Протоиерей Александр Ильяшенко
Здравствуйте, Ирина!
Конечно, милостыню подавать надо. Господь Сам говорил в притче о Страшном Суде, что спросится с нас, накормили ли мы голодного, поделились ли одеждой с не имеющим ее, посетили ли больного. Если же нет доверия к просящему на улице, дайте ему немного.
Чтобы ваша совесть была спокойна, – найдите того, кому вы можете регулярно помогать, возможно, не только деньгами, но и продуктами, и просто своим вниманием, теплом и заботой. Главное, чтобы боязнь «мафии» не ожесточила сердце так, что человек и вовсе никаких дел милосердия не совершает. Да и лучше, на мой взгляд, подать нищему от «мафии», чем равнодушно пройти мимо нуждающегося человека.
Подробнее о милостыне читайте на нашем сайте:
- Доверять ли нищим?
- Как давать милостыню
- Прибыль с десятины?
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
* * *
После смерти бабушки у меня осталась ее золотая серьга. Выбросить рука не поднимается, а хранить у себя почему-то беспокойно и не хочется. Мне подсказали, что можно отнести ее в храм и отдать как подношение. Можно ли это сделать?
Елена
Священник Дионисий Свечников
Здравствуйте, Елена!
Вот читаю эти строки и понимаю, что пословица «На Тебе, Боже, что нам негоже» неспроста появилась. Храм – это не склад старых сережек и того, что в хозяйстве не пригодилось. Не нужна серьга – переплавьте и сделайте то, что нужно, или отдайте неимущему, который за вас помолится.
С уважением, священник Дионисий Свечников
* * *
Можно ли творить милостыню от имени другого человека, чтобы Бог принял ее не как от меня, но как от него? Будет ли ему от этого польза, если он даже не подозревает об этом?
Игорь
Здравствуйте, Игорь!
Подавая милостыню, можно просить принимающих ее молиться о вашем друге. Это, конечно, не вменится как милостыня ему, но польза для него будет – ведь за него станут молиться, и молитвы эти Господь услышит.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
* * *
Много лет как безвозмездный донор сдаю кровь. Богоугодно ли это?
Константин
- Здравствуйте, Константин!
- Да, конечно, потому что, сдавая свою кровь, вы помогаете выжить другим людям.
- С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
* * *
На нашем приходе открыта благотворительная организация, которая помогает нуждающимся, но у меня нет сил после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте еще куда-то ехать и помогать кому-то. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?
Татьяна
Здравствуйте, Татьяна!
Конечно, нужно оставлять себе время и на отдых. Однако можно попробовать выделять, например, один раз в месяц или полтора какую-то часть выходного дня для участия в работе этой организации.
И в любом случае можно всегда делать «малые» добрые дела – уступить бабушке место в транспорте, выслушать и утешить кого-то, кому необходимо сейчас наше внимание, сделать небольшое посильное пожертвование (возможно, продуктами или вещами) в ту же созданную при приходе благотворительную организацию.
Множество таких вот дел найдется, наверное, если внимательно вокруг посмотреть. А Господь, как сказано, и намерение наше целует. Главное, чтобы оно у нас было, и мы по мере сил старались его воплощать в жизнь. Помощи вам Божией!
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
* * *
В христианстве есть такое понятие как милосердие, милостыня. Нас учат подавать нуждающимся.
Но нередко возле храмов встречаешь людей явно пьющих, не желающих работать и просто нечестных, которые придумывают грустные истории, чтобы разжалобить.
Не говорю о тех, кто действительно нуждается, – всегда стараюсь помогать таким. Но как быть, когда очевидно, что человек пропьет твою милостыню в ближайшей забегаловке?
Ирина
Здравствуйте, Ирина!
Будьте в подобных ситуациях свободнее и проще. Никто вас не принуждает кому-то из подозрительных людей давать непременно милостыню в денежном выражении.
Как давали старикам, инвалидам и немощным, так и продолжайте давать, сколько можете. А к остальным будьте просто терпеливы.
Те оборванцы и бродяги, которые за Христом могли ходить 2000 лет назад, о чем мы читаем в Писании, вряд ли были лучше и симпатичнее нынешних бомжей.
С уважением, священник Филипп Парфенов
* * *
Я не хочу подавать милостыню за дорогого мне ушедшего из жизни человека незнакомым людям. Хочу что-нибудь купить и в церковь принести. Пусть лучше служители церкви помолятся за упокой души. Можно так сделать и будет ли это считаться милостыней?
Ирина
Протоиерей Михаил Самохин
Здравствуйте, Ирина!
Пожертвование в церковь считается милостыней. Как его сделать, вы можете спросить в ближайшем храме.
С уважением, протоиерей Михаил Самохин
* * *
Часто вижу женщин с маленькими детьми на руках, которые ходят, к примеру, по поездам и просят милостыню. Дети у них постоянно спят, и я не раз видела программы и читала статьи о том, что эти люди специально опаивают детей, а иногда ходят даже с мертвыми детьми.
Если я буду подавать таким людям, то не получится ли, что я потворствую дальнейшему издевательству над детьми? И вообще, всем ли нищим стоит давать милостыню – например, в случае, когда видишь испитое, опухшее лицо и понимаешь, что этот человек, вероятнее всего, будет пьянствовать на полученные деньги, и я таким образом поощрю его порок?
Татьяна
Здравствуйте, Татьяна!
Я полностью согласен с вами. Сам я тоже таким не подаю. А насчет женщин с младенцами (чаще всего цыганок) вообще лучше даже в полицию заявлять при возможности – тоже приходилось читать и слышать подобное.
С уважением, священник Филипп Парфенов
* * *
У меня есть возможность помогать нуждающимся. Но возникает вопрос – как совместить помощь другим и достаток собственной семьи. Например, не будет ли излишеством совершить поездку за рубеж со своими близкими или отдать ребенка в частную школу, если эти средства можно отдать нуждающимся – может, кого-то они спасут от смерти. Как правильно провести тут грань?
Мария
Здравствуйте, Мария!
Каждый решает для себя эти вопросы сам. Абстрактно их решить невозможно, поскольку легко умножить лишние предположения без достаточных оснований.
Вот если конкретно вы окажетесь перед реальным выбором, здесь и сейчас, – дать денег кому-то из тяжелобольных, кого вы знаете, на срочную операцию, или помочь кому-то из срочно нуждающихся, кому никто в данный момент помочь не сможет, или истратить их на нужды семьи – тогда и решайте. Не думаю, что вы регулярно оказываетесь в подобном положении!
С уважением, священник Филипп Парфенов
* * *
Как поступить в случае, когда молодые трудоспособные люди, стоящие у храма, просят помочь едой, одеждой, при этом очевидно, что сами не работают, пьют, ведут бродяжнический образ жизни. Не навредит ли им такая помощь, не утвердит ли на том же пути?
Елизавета
Здравствуйте, Елизавета!
В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Нет никакого греха помочь им необходимым. Вряд ли они смогут пропить пожертвованное им в виде одежды или продуктов.
С уважением, священник Антоний Скрынников
* * *
Господь заповедовал подавать всем просящим. Но часто милостыню просят люди, которые не хотят работать, предпочитают бродячий образ жизни и поданные им деньги тратят на спиртное. Получается, что я потакаю их греху.
Как быть? Понятно, что идеальный вариант – купить хлеба или другой еды. Но когда идешь по своим делам и встречаешь их внезапно – такой возможности часто нет.
Несет ли ответственность дающий милостыню за то, на что она будет потрачена? Если я даю денег, догадываясь, что они пойдут на вино, будет ли на мне грех?
Юлия
Здравствуйте, Юлия!
По этому вопросу есть разные точки зрения. Священное Писание говорит нам: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Учение двенадцати Апостолов (Дидахе): Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял (Дидахе. 1).
Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.
С уважением, священник Антоний Скрынников
* * *
Я занимаюсь помощью тяжелобольным детям – молитвенно, финансово, а также информативно (распространяю данные о них в социальных сетях).
И хотя этих детей я лично не знаю и у меня нет стопроцентной уверенности, что тут не замешаны мошенники, но проходить равнодушно мимо считаю неправильным.
Если информация о ребенке, которую я распространяю, действительно выдумана мошенниками и кто-то пожертвует этим нечестным людям, стану ли я, сама того не зная, соучастницей мошенничества? Не является ли это лжесвидетельством?
Ольга
Священник Филипп Парфенов
Здравствуйте, Ольга!
Бог судит по намерениям. Если у вас были чистые и добрые намерения, то, конечно, лжесвидетельства как такового не было. Но на ошибках следует впредь учиться, если они случались.
Одна из важных добродетелей в этом мире, которую христианство, безусловно, поддерживает, – это рассудительность.
И она достигается опытом, подчас долгим, и от ошибок здесь никто не застрахован («опыт – сын ошибок трудных», по выражению нашего классика). Но то, что делаете, хорошо, что делаете.
Пытайтесь то же самое делать еще лучше, не вводя в заблуждение жертвователей уже в будущем или сводя возможные риски к минимуму.
С уважением, священник Филипп Парфенов
* * *
Слышала, что Новый Завет, как и Ветхий, предписывает отдавать десятину. Так ли это? И можно ли подавать ее нуждающимся или только в храм (монастырь)?
Мария
Здравствуйте, Мария!
О десятине говорится в Ветхом Завете, но не в Новом. В древней Церкви хранился такой обычай, потом он был утерян. Сейчас выделять десятину не обязательно, но не исключено, что в какой-то форме она может в дальнейшем возродиться. Как вам распоряжаться этими средствами, смотрите сама.
Если храм, в который вы ходите, вполне обеспеченный, где регулярный поток разного народа, покупающего свечи, иконки, жертвующего на записки и требы, то в пользу такого храма можете и не выделять (а вот деревенские храмы, где нет регулярных доходов, в этом плане нуждаются как раз в подобных десятинах). Разумеется, можете делать целевые пожертвования в пользу нуждающихся, которых вы знаете.
С уважением, священник Филипп Парфенов
Источник: https://www.pravmir.ru/kuda-nesti-babushkinyi-serezhki-i-svyazana-li-blagotvoritelnost-s-lzhesvidetelstvom/
Приметы о подаянии милостыни: как не обнищать самому
- Если вы человек суеверный в денежных вопросах, то наверняка ощущаете энергию денег, когда они в ваших руках.
- И часто бывает, что отдавая свои деньги нищим, вы чувствуете, что делаете что-то не так, появляется некий дискомфорт.
- Бедности боятся абсолютно все, а помочь нищему иногда совесть просто требует.
- Возможно, в этом случае, вам помогут проверенные народные приметы и суеверия о том, как надо подавать милостыню, чтобы от вас не ушли собственные денежки.
Известные приметы о подаянии
Подавать нужно правой рукой, пришептывая — Да не оскудеет рука дающего. Аминь. Почему правой? Потому, что правое дело творишь. Пусть твоя левая рука не знает, что творит правая.
Лучше всего подавать, если нищие сидят:
- у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест;
- у входа на базар;
- на остановке троллейбуса;
- у входа в гостиницу.
- Причем существует золотое правило: дается всегда на выходе, на входе — ничего.
- Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу).
- Не следует подавать милостыню по средам — это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестин.
Стоящим с шапкой в руке — не подавать. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги — это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).
Если у вас просят у ЗАГСа, особенно с утра и конкретную сумму, то подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке.
Если кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, надо купить, тогда в дороге у вас не будет никаких проблем, и вы избежите крупных неприятностей.
Уходя с базара (а не наоборот, чтобы вас не ограбили), можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног. Подающий сидящему на ящике скоро сам «сыграет в ящик».
- Нельзя давать милостыню теми деньгами, которые получили на сдачу от покупки хлеба или соли: будете жить в нищете.
- Никогда не смотрите прямо в глаза просящему.
- Если у тебя нищий просит и тебе в глаза смотрит, дай ему монетку и скажи: моли Исуса Христа, он поболе даст.
- Нищенке надо подавать серебро, нищему медь, чтобы самому не обнищать.
- Нельзя подавать монеты с четным числом (особенно 2).
- Нельзя отдавать нищим бумажные купюры (очень верная примета).
В воскресенье раздать всю мелочь нищим – верный способ устроить так, чтобы в доме не переводились деньги. Но отдать нужно все до копейки, а то будешь богат только мелкими деньгами (стабильно работающая народная примета на деньги).
Если первыми в дороге встретятся собака или нищий, то это является добрым предзнаменованием: ожидай в делах удачи.
Эйрос Макриди о подаянии
Известный греческий теософ Эйрос Макриди написал книгу “Магия сочувствия”, где попытался ответить на вопрос: как обратить подаяние себе во благо? Вот основные постулаты этого труда.
- Подавая милостыню, человек наносит сокрушительный удар дьяволу.
- Основное магическое свойство милости – воздаяние.
- Оказывать милость, подавать милостыню нужно только тому, кто вызывает у вас искреннее сочувствие.
- Не творить милостыню на показ, ради собственного тщеславия, для похвалы и привлечения к себе внимания.
- Творя милость, ждать награды не от людей, а от светлых небесных сил.
- Наиболее действенна милость перед большими праздниками размере десятины того, что имеет человек.
- Подавать с радостью, правой рукой не касаясь руки просящего.
- Не подавать милостыню, равносильно воровству, как у других, так и у себя.
- На обретение здоровья
He следует подавать людям средних лет, сидящим на перекрестке, у медицинских учреждений, кладбищ. Это опасно тем что в случае злого умысла, вместе с подаянием вы можете отдать жизненную силу, энергию и здоровье.
Продавец, обманувший покупателя, берёт на себя и своих детей его кармические болезни. Лучше читайте заговоры на удачу в торговле. Другое дело, если покупатель сам оставляет сдачу, оба получают положительный заряд энергии и здоровья.
- Подавая милостыню, необходимо вслух желать просящему здоровья так же, как самому себе.
- На обретение любви
- Подавать в праздники, по пятницам и субботам в дообеденное время.
Детям, просящим с животными, и старикам. Детям оказывать милость, только продуктами или вещами, ни в коем случае – деньгами.
Просящим с животными – кормом для животных, и рубль – хозяину.
Старикам оказывать скрытую милость, т.е купить на рынке у пожилого человека что-то ненужное вам и отдать тому, кто в этом нуждается.
- Подать милостыню слепому, не произнося при этом ни слова.
- Подарить кому-то улыбку в транспорте – это тоже милость, причём воздаяние за неё немедленное, особенно тем, кто страдает от одиночества.
- На обретение денег
- Лучше всего подавать в понедельник, в последние дни месяца и года – человеку, назвавшему сумму.
- Названную сумму умножить на три и положить в шапку, коробку, лежащие на земле около просящего или на любое другое место, только не в руки.
Не подавайте в среду, после семи вечера, при входе на базар, в свой день рождения и в день именин, вместе с деньгами в эти дни, вы отдаёте свой успех. Возможны кражи, помехи в финансовых делах, в торговле, в заключении сделок, в разделе имущества и наследства.
Священники же говорят:
Не бойтесь давать милостыню в любом месте. Ежели сомневаетесь, не требуя доказательств, лучше пройдите мимо.
На паперти, у церкви- все бедняки, и не важно чем вызвана мольба о нашей помощи.
Давайте милостыню всем без исключения нищим, находящимся у выхода из Храма, тем самым подавляя жадность, злобу и высокомерие.
Источник: https://12monet.ru/primety-o-podayanii-milostyni-kak-ne-obnishhat-samomu.html
Всем ли просящим подавать милостыню?
Источник: Союз православных журналистов
В современном мире человек встречается с огромным количеством различных вызовов. Это всевозможные трудности, которые приходят к нам как явно, так и в завуалированном виде.
В любом случае, мы можем даже не подозревать, что только что сделали доброе дело. Стоит отметить, что такая же ситуация возможна и со злыми делами. Именно таким образом можно описать проблему подачи милостыни.
Есть те, которым действительно нужна помощь. Но существуют и банальные аферисты, которые будут использовать Вашу милостыню на спиртные напитки, наркотики, или другие неблагоприятные вещи. Именно поэтому в вопросе подачи милостыни стоит проявлять особое благоразумие. Давайте более детально разберем этот вопрос.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Святой Апостол и Евангелист Матфей приводит нам следующие слова: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Слова Господа Иисуса Христа безгранично дороги для каждого христианина. Именно поэтому люди стараются наследовать его заповеди, отдавая порой последнюю копейку на нужды бедных. Такие порывы души ценны для нашего Спасения.
При этом, Христос говорит о том, чтобы человек если и творил милостыню, то ни в коем случае не показывал людям о том, что собрался сделать, или делает доброе дело.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6: 1–4).
Но как эти слова связать с тем, что на церковных сайтах очень часто можно найти огромное количество новостей о передачи гуманитарной или финансовой помощи нуждающимся? Дело в том, что Христос старается уберечь человека, дающего жертву, в первую очередь от собственной гордости. Другое дело, когда этим занимается сама Церковь, как сообщество большого количества людей.
«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5: 16).
Именно с этой целью, с целью прославления Господа, Церковь в некоторых случая максимально громко заявляет о соделанных делах в области милосердия.
Взять хотя бы в пример ситуацию со сбором гуманитарной помощи для пострадавших во время конфликта на востоке Украины. Сотни тысяч людей отдавали свои продукты, чтобы священники передали их нуждающимся.
Именно в этом и заключается ценность христианского милосердия: отдать свое, не называя своего имени, не ожидая славы, чтобы получить награду в будущем веке от Всевышнего.
Давайте подведем некоторые итоги:
- Творить милостыню – заповедь Христа.
- Творящий милостыню пусть не говорит о своем добром деле, чтобы не возгордиться.
- Церковь оповещает других людей о добрых делах с целью прославления Творца.
Подать, или не подать, вот в чем вопрос?
«Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3). А некоторые просят, и получают деньги для того, чтобы удовлетворить свои греховные страсти. Именно поэтому каждый православный христианин должен подходить к делу подаяния милостыни со всей ответственностью.
Тенденция наживы на доброте других людей была заметна уже во ІІ веке.
Древний христианский памятник «Учение двенадцати Апостолов», или «Дидахе» предостерегает: «Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял», или еще одна цитата оттуда же: «пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».
Дальнейшая богословская мысль святых отцов разделилась на два лагеря.
Например, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что в любом случае просящему милостыню нужно подать: «подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью».
А вот святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию».
Случаи из жизни
Как поступать в таких случаях современным христианам? Однозначно ответить сложно, ведь даже святые не могут прийти к общему мнению по этому вопросу. Лично я могу рассказать о двух случаях в своей жизни, которые связанны с подобной дилеммой.
Случай первый. Мальчик на рынке
Однажды, я просто ходил между прилавков на городском рынке, присматриваясь к ценам. В один момент ко мне подбежал мальчик, лет десяти. То, о чем он попросил, ни у кого не вызовет удивления: «дайте пару гривен на хлеб». На что я ответил: «Пойдем, купим тебе хлеба».
После моих слов, он быстро убежал и скрылся в толпе людей. О мотивах сбора средств подобным образом нам остается только догадываться.
Согласитесь, ведь неприятно думать о том, что наша последняя копейка может пойти на очередной шприц для наркомана, или спиртное для зависимого от алкогольных напитков.
Случай второй. Бабушка
Тот же рынок, только ситуация несколько иная. Старенькая бабушка, вытянув руку, просит милостыню.
На самом деле очень печальная картина, которая, к сожалению, часто встречается на улицах наших городов. Я просто подошел к ней и дал булку хлеба.
Когда она увидела в своей руке такую подачу, то подняла свои глаза, из которых шли потоки слез. Мне даже стало как-то неловко и тяжело смотреть на происходящее…
Лично мое мнение таково: следует просто хорошо присмотреться к окружающим, и я уверен, можно легко найти человека, который действительно нуждается в помощи. А еще лучше найти одного человека, которому просто можно время от времени помогать материально. Правда, такая помощь может быть не только в виде денег, но и в необходимых вещах, одежде, книгах, и тому подобное.
Если хотите помочь тяжелобольным, то воспользуйтесь официальными сайтами нашей церкви. На них постоянно публикуется множество объявлений о тех, кто нуждается в срочном лечении.
После всего у нас возникает логичный вопрос: если давать милостыню, то сколько, в каком количестве?
На этот вопрос нам отвечает сам Спаситель, который говорит, что лепта вдовы, а это относительно маленькая финансовая единица, была засчитана больше во благо, чем огромные подаяния других людей. Каждый сам решает, сколько милостыни он может дать другим.
Стоит отметить лишь то, что она не должна быть настолько большой, чтобы человек чувствовал горькое послевкусие о том, что он мог бы сам купить или сделать на эти деньги. В то же время, милостыня не должна быть способом избавиться от ненужной мелочи, которая болтается у нас в кармане.
Ни в первом случае, ни во втором, благой цели не будет достигнуто. Ведь цель милостыни – проявление любви к ближнему, и спасение собственной души.
P.S. Всегда творите милостыню, ведь это одна из величайших христианских добродетелей. Но подавайте ее рассудительно, чтобы не помочь грешнику в ужесточении его сердца.
Источник: Союз православных журналистов
Источник: https://monastery.ru/monitoring-smi/vsem-li-prosyashchim-podavat-milostynyu/
Как правильно подавать милостыню
- » Рука дающего, да не оскуднеет «
- Можно много размышлять о милости и добродетели, ибо правильно подать милостыню — великое искусство, от владения которым напрямую зависит благополучие человека, но подать не осудив сложно.
Если вы решили подать кому-либо милостыню — дайте, не думая о том, хорошо или плохо вы поступаете, давая ему милостыню, и почему так, а просто дайте, ибо вы даете Господу. Не делайте различий между мужчиной и женщиной, национальностями, ибо для Него все — Его дети, и Он взирает на вас с Небес — как вы отнесетесь к Его творению.
Господь может испытывать человека и по-иному. Если на вас сыплется большая удача, деньги, богатство и тому подобное — помните, что и это — испытание от Господа: как ты отнесешься к нему и собратьям своим меньшим? Недаром во все времена именитые купцы давали деньги на строительство церквей (кстати, если человек дает на строительство новой церкви, с него снимается любая порча), оклады к иконам, жертвовали вдовам и сиротам. Если человек не выдерживает испытание богатством — начинает презирать бедных и слабых, использовать его людям во зло, то Господь отнимает у него богатство. Испытание может быть, как у Иова. И тогда не следует сетовать, а нужно молиться и подавать на церковь и неимущим. Богатство дается человеку для кого-то и во имя чего-то, какой-то благой цели, преумножения любви в мире.
Подавать милостыню надо очень аккуратно… т. е. не всем и не везде. Есть люди, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, нужно вслушаться в себя и вопросить: «Этому подать?», и услышав голос своей души, услышим ответ, только будет он очень тихим, так что нужно быть внимательным.
Подавать можно, если нищие сидят:
— у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест; — у входа на базар; — на остановке троллейбуса; — у входа в гостиницу.
Существует золотое правило: дается всегда на выходе, а на входе — ничего!!!
- Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах) и пьяным.
- Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках (конечно, не буквально на перекрестке), около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и «нечистых мест», у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми (это чистой воды обман).
- Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать.
- Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу).
- Не следует подавать милостыню по средам — это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестины.
Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, «птичьи» черты лица, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий — вначале вопросить себя, стоит ли давать? чаще будет ответ — нет), стоящим с шапкой в руке — не подавать.
Милостыню подавайте правой рукой, а что бы не перетянуть на себя несчастья от нищего, не следует передавать деньги ему в руки, а положите их в баночку или шапку, которые обычно у нищих в руках.
И помните что деньги вообще не дают в руки. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги — это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).
Если нет возможности положить на землю, то воздержитесь от подачи милостыни.
Давая милостыню шёпотом шепните:
«Даю лишь дань, а своё оставляю себе!».
Если подаёте вечером, кладите деньги на землю, нищий сам их поднимет.
Если вы уверены, что просящий пропьёт деньги, то не давайте их. Давая деньги на пропой вы можете привязать себя к «запойному месту».
Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, можно купюры с единицами и нулями (1, 10, 100 руб.).
- Нельзя подавать монеты с четным числом — 50 коп, разве только на церковь.
- Подавать следует, не касаясь руки просящего.
- Если просят у какого-либо учреждения, например ЗАГСа, особенно с утра, строго определенную сумму мелких монет, это означает, что Всевышний специально послал этого человека, чтобы он забрал все грехи дающего, после чего подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке.
- Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей.
Уходя с базара можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног. Подающий сидящему на ящике скоро сам «сыграет в ящик».
- Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви:
- Входя в церковь, всегда следует трижды перекреститься, но не в притворе, а, перешагнув порог в зал, то же самое следует делать, выходя из церкви.
- Всегда сначала ставят свечи на круглый стол — «во здравие», а затем на квадратный — «за упокой».
- Когда вы приходите в церковь с просьбой, чтобы вас вылечили, сняли порчу и так далее, следует поставить свечи, четко и ясно высказать просьбу, постоять минут 15 у иконы, а затем подать на церковь, опустив монеты в церковный ящик.
- Прибывая в церкви, нужно молиться и просить Господа, чтобы Он вразумил вас и послал человека, который, действительно, нуждается в милости вашей.
В церкви милостыню не давать никому!!!
- Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви.
- Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз.
- А подавший на входе — оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно.
- Можно подать милостыню, если в ряду сидит нечетное число просителей (если четное — подаешь мертвым) — в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд — кому сочтешь нужным.
- Существует также милостыня в скрытой форме:
Например, отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни.
Продавец, обвешивающий покупателя или недодающий сдачу, нарушает заповедь Божию «Не укради», навлекая на себя тем самым Божий гнев и ухудшая карму — свою и детей.»
Подавая милостыню, человек надеется на воздаяние, но не всегда получает его. Почему? ДА потому что, сам того не ведая, нарушает эзотерические законы милостыни.
- Известный греческий теософ Эйрос Макриди написал книгу “Магия сочувствия”, где попытался ответить на вопрос: как обратить подаяние себе во благо?
- Вот основные постулаты этого труда:
- Подавая милостыню, человек наносит сокрушительный удар дьяволу.
- Основное магическое свойство милости – воздаяние.
- Оказывать милость, подавать милостыню нужно только тому, кто вызывает у вас искреннее сочувствие.
- Не творить милостыню на показ, ради собственного тщеславия, для похвалы и привлечения к себе внимания.
- Творя милость, ждать награды не от людей, а от светлых небесных сил.
- Наиболее действенна милость перед большими праздниками размере десятины того, что имеет человек.
- Подавать с радостью, правой рукой не касаясь руки просящего
- Не подавать милостеню, равносильно воровству, как у других, так и у себя.
- На обретение здоровья:
He следует подавать людям средних лет, сидящим на перекрестке, у медицынских учреждений, кладбищ.
Это опасно тем что в случае злого умысла, вместе с подаянием вы можете отдать жизненную силу, энергию и здоровье. Продавец, обманувший покупателя, берёт на себя и своих детей его кармические болезни.
Другое дело, если покупатель сам оставляет сдачу, оба получают положительный заряд энергии и здоровья.
Подавая милостыню, необходимо вслух желать просящему здоровья так же, как самому себе.
На обретение любви:
Подавать в праздники, по пятницам и субботам в дообеденное время. Детям, просящим с животными, и старикам.
Детям оказывать милость, только продуктами или вещами, ни в коем случае – деньгами.
Просящим с животными – кормом для животных, и рубль – хозяину.
Старикам оказывать скрытую милость, т.е купить на рынке у пожилого человека что-то ненужное вам и отдать тому, кто в этом нуждается.
- Подать милостыню слепому, не произнося при этом ни слова.
- Подарить кому-то улыбку в транспорте – это тоже милость, причём воздаяние за неё немедленное, особенно тем, кто страдает от одиночества.
- На обретение денег:
Лучше всего подавать в понедельник, в последние дни месяца и года – человеку, назвавшему сумму. Названную сумму умножить на три и положить в шапку, коробку, лежащие на земле около просящего или на любое другое место, только не в руки.
Не подавайте в среду, после семи вечера, при входе на базар, в свой день рождения и в день именин, вместе с деньгами в эти дни, вы отдаёте свой успех. Возможны кражи, помехи в финансовых делах, в торговле, в заключении сделок, в разделе имущества и наследства.Не давайте соседу соль в сочельник.
Помните, что милость божия содержится во всех добрых действиях, только работая над собой, постоянно усмиряя себя в мирских страстях, с любовью относясь к людям вокруг нас, мы подарим гармонию душам нашим. Милость ведь оказывается не только деньгами, но и добрым поступком и ласковым словом.
Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43125754762/prev
Как правильно подавать милостыню
Всем ли просящим подавать милостыню?
Многие верующие, особенно живущие в городах, смущаются: давать ли тем, кто просит милостыню у храмов. Опыт жизни показывает, что таковые просящие в большинстве своем — профессионалы-попрошайки.
Во всех ли случаях нам нужно безрассудно руководствоваться словами Христа: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42), или все же следовать другому: «Будьте мудры, как змеи»(Мф.
10:16)? Всегда ли будет польза в подаче милостыни, или иногда не подать, и это будет лучше милостыни: не дать лихоимцу лихого имения?
Подойдите к любому архиерею, настоятелю храма или монастыря и попросите несколько миллионов. Даст ли? Скорее всего, нет. Дело даже не в том, что у самой Церкви средств мало. Даже если бы и были средства, то любой член Церкви задался бы вопросом: а зачем тебе? Будет ли польза? Не корыстно ли просишь?
Апостол Иаков пишет: «Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак. 4:3).
Итак, если и Бог не всем дает, нам ли всем давать? Знаю таких, которые имеют и квартиры, и пенсии, но сидят и попрошайничают, потому что одержимы пьянством или сребролюбием.
Они лицемерно, притворно крестятся, а в храмах не бывают и не молятся ни в воскресенье, ни в великие праздники,— даже на Рождество и Пасху не заходят. Но ведь Господь попускает даже крайнюю бедность для того, чтобы смирить и призвать к Себе человека.
«Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Есмь в скорби, и избавлю его и прославлю его.» (Пс. 90). Но до Бога таким людям нет дела. У них здесь, на паперти, свой бизнес.
Мой друг привез из Дивеева следующий рассказ.
Сидел он в Арзамасе на вокзале, ждал своего автобуса. В зал ожидания вошла семья: муж и жена с маленьким ребенком. Они имели жалкий вид, были плохо одеты. Через некоторое время они ушли и вернулись в другой, очень хорошей одежде. Сели рядом с моим другом.
Тот вопросил их: что это, мол, за маскарад такой? От радости бесовской, от лихомства потеряв осторожность, его новые знакомые ответили: «А мы ездим в Дивеево и притворяемся нищими». Мужчина изображал калеку, женщина кормила грудью ребенка, у всех вызывая жалость.
«Вот, — говорили они, — еще раз съездим и себе двухэтажный дом достроим». Друг мой был потрясен их ответом и сказал, что в этом доме они счастливо жить не будут… На это мужчина и женщина, озлобившись, стали его поносить, могла возникнуть драка. Не желая последнего, мой друг взял свои сумки и ушел от этих лженищих.
И таких историй очень много. Не случайно начальство Дивеевского, Верхотурского и других монастырей запрещает давать милостыню рядом с монастырями . Они говорят (и совершенно справедливо, объективно оценивая ситуацию), что нищих у них нет; что те, кто нуждаются, могут потрудиться в монастыре и заработать.
Говорят, что монастырь печется и о семьях нуждающихся, помогает. А сидящие и просящие у ворот и на папертях — ряженые профессионалы.
Другой мой друг как-то подал такому нищему милостыню.
Затем подумал и спросил его: «Скажи честно, надо ли было тебе давать, или нет? Вот, я сам студент, живу в общежитии, у нас маленький ребенок, сами нуждаемся.
Надо ли было тебе давать?» Тот подумал и ответил: «Да, лучше бы ты мне не давал…» Таких лихоимцев очень-очень много. Им предлагаешь, к примеру: возьми метлу, подмети у храма, и мы тебе заплатим.
Взрослые, трудоспособные мужики отвечают: сам мети, не хочу. Или просят «на хлеб», предлагаешь: пойдем в магазин, купим, что нужно, — отвечают: сам иди, не хочу. Некоторым дают продукты, а они от них отказываются, или берут и после твоего ухода выбрасывают и снова просят, ожидая денег.
Как противно видеть как «нищие» у храма из горлышка пьют спиртное, у храма же и блудят на газонах. Как-то у храма на Радоницу видел лежащую на асфальте женщину. В обеих руках ее были большие сумки, набитые едой. Я подошел посмотреть, жива ли, не надо ли помочь.
И тут из кустов появляется улыбающаяся физиономия пьяницы средних лет: «Да ты ее не трогай, она пьяная», — сказала физиономия, — «Просто лишку хлебнула».
Просят также семьи таджикских цыган — люлли. Они сидят с детьми, даже с младенцами. Сидят и летом и зимой, но какое здоровье надо иметь, чтобы подолгу сидеть на морозе и просить, конечно одеты они соответственно… Наши семьи боятся заводить третьего или четвертого ребенка, потому что не на что будет кормить, одевать, учить.
Но цыганки рожают, значит, их сборов вполне хватает, да и дети их с малолетства зарабатывают сбором милостыни. Как кукушки, подбрасывающие свои яйца в гнезда других птиц, они перекладывают содержание своих детей на плечи окружающих. Будут ли их дети учиться, честно работать? Легче быть наркокурьерами, заняться криминалом, изображать из себя нищих, но не работать.
А где их мужчины, которые обязаны содержать своих жен и детей?
Мошенники-лихоимцы, лженищие бывают наглы и изобретательны. Не стесняются одеваться как священники или монахи в подрясник и скуфью, отпуская бороду.
Как-то мой друг подал щедро одной «старушке», стоящей в подземном переходе. Та, согнувшись, как крючок, опиралась на палку, лица не было видно за платком, надвинутым низко на глаза.
Удаляясь от нее, почувствовал: что-то не то… Стал вспоминать все медленно, и в памяти всплыло: протянутая рука была не старческой, а рукой молодого человека, — парня или девушки.
Бывают случаи, когда таких лженищих выгоняют из храма, за пределы церковной территории, на что эти наглецы обращаются в прокуратуру с жалобой на настоятеля храма, якобы нарушающего их «права человека».
Так всем ли давать? Не слышат они слов Св. Писания: «Смерть грешников люта» (Пс. 33), и «…лихоимцы Царства Небесного не наследуют» (1Кор. 6:10).
Своими ушами я слышал, как одна грозила пожилому священнику, выгонявшему ее из храма, расправой: повесить его на его же кресте, висящем на груди.
Знаю молодых, работоспособных женщин и мужчин, которые днем рядятся и просят милостыню, а вечером гуляют в совсем иной одежде, с пивом в руках и с бесовской радостью в душах.
«Завещаем же вам, братия,..
удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно… ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают…» (2Фес.3:6-11). Некоторые, получив отказ, могут задуматься: может, лучше заработать?
В XIX в. был открыт древний памятник церковной письменности, «Учение двенадцати апостолов», датируемый концом I -началом II в.н.э. На него ссылались святитель Климент Александрийский, святой Афанасий Великий включает его в список Богодухновенных книг. Изучение этого памятника входит и в семинарский курс патрологии.
Напечатан он в 8-м томе «Настольной книги священнослужителя» и изобилует цитатами из Евангелий и Апостольских посланий.
Вот что мы в нем находим касательно нашего вопроса: «Горе принимающему, ибо, если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен ; если же кто принимает, не имея нужды, тот даст отчет, почему принял, и на что… Но и о сем так же сказано: пусть милостыня твоя запотеет (запреет) в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому дать .» (гл. I ст. 5-6). На кого ссылается автор этого памятника? Вероятно, на слова Христа не вошедшие в Св.Писание, но передаваемые изустно. Подобные ссылки мы находим и у апостола Павла, так называемые аграфы.
Главу Х II приведу полностью: « 1 Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного.
2 Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух дней, и то, если нужда оказалась. 3 Если же он пожелает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест.
4 А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5 Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Видим, что неизвестный апостол называет таких людей христопродавцами, уподобляя Иуде-предателю или торговцам именем Христовым.
Святитель Василий Великий пишет: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности.
Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой».
Он же повторяет выше приведенные слова : « милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».
Иногда люди, подав милостыню, испытывают затем внутреннее смущение и смятение. Это оттого, что дал напрасно, не в пользу; это не от скупости и жадности, но это известие от Бога . Если же человек сделал доброе дело, то в сердце приходит великая, чистая радость и умиление, «душа поет».
Напротив, вследствие недолжного поступка душа тяготится, смущается. Как же нам узнать, когда подавать милостыню, а когда нет? Необходимо молиться и рассуждать, просить совета у Бога. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:40), «Ибо без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), «Проси́́те и дастся вам» (Мф. 7:7).
Если, помолясь, ум и сердце молчат, то проходи спокойно мимо; если требует дать, — дай, но спроси у Бога, сколько дать. Если сердце смущается, то не торопись подать. Можно спросить у людей, работающих в храме, или у священника, который в нем служит.
Они в лицо знают прилепившихся к храму профессионалов-нищих.
Когда подавать милостыню: при входе в храм или выходе из него?
Господь устрояет так, чтобы люди научались и друг от друга.
Конечно, мы должны быть милостивы, и без этого нам не спастись. Милостыню нужно совершать разнообразно, и словом, и делом, и заботой о ближних, и делать это с радостью, с умом и рассуждением. И слова Христа «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.» (Мф.
6:3) обозначают не слепое и безумное делание (не напрасно нам дан ум и рассудок), но означают, что делание милостыни должно быть у нас таким естественным, как естественно, без задержки, руки справляются с привычным делом. И «руки» в этих словах Христа нужно понимать не только буквально, но и в переносном смысле, как образ действия.
Сюда входит и доброе, любящее слово, утешение, мудрый совет, молитва. И это – милостыня, но без участия рук.
Если же хотите помочь материально, то проси́те у Бога, и ищите, кому можно дать и кто истинно нуждается. Много бедных семей, больных людей, брошенных детей. И чаще они нуждаются не столько в еде, одежде, но более в духовной помощи. Многие пребывают в неведении о Христе, о Церкви, о вечной жизни.
Если не знаете, как правильно поступить, можно подойти к священнику, предложить свою помощь в тех социальных, миссионерских, душепопечительских проектах, в которых участвует тот или иной храм. Кто-то занимается с молодежью, в школах, в детдомах, кто-то посещает дома престарелых, больницы, тюрьмы, взаимодействует с правоохранительными органами, армией.
Кто-то помогает в распространении и финансовой поддержке православных печатных изданий; хорошо, если кто-то будет посильно помогать детям-инвалидам, откликнется на призывы участников проекта «Эра милосердия» или на подобные.
Может быть, появится желание помогать восстанавливать и устраивать монастыри и бедные сельские храмы, где денег и помощников иногда очень не хватает. В общем, форм милостыни очень много.
Можно ли давать милостыню нищим выходя из церкви
Подаяние нищим духом
- Наталия Бабанова
- «Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит царствие небесное.»
- (Евангелие )
«Нищими духом» я считаю людей, Которые просят у Всевышнего не земных богатств, А познания истины мира, вселенной — то есть, увеличения силы духа и большего знания жизни внутри своего душевного космоса. ==============================================
…Но небо, как оно ни глухо, Пошлёт и алчущим лишь духа Свою спасительную весть — И, коль угодно перенесть, — Пожалуй, что ж: остановите Свое дерзающее сердце, И сразу, без затей, умрите — В миру вам не найдется дельца: Ни оболгать, ни умыкнуть, И не предать, и не уснуть, Пока мерзавец нож свой точит Вам, к сожаленью, не дано… И опостылело давно То рвенье в университеты, Которые, ох, не про вас, Так вот примите неба глас: — К чему бессонные вам ночи, И зуботычины зачем, Ведь можно избежать проблем, Пока к чужому горю глухи, Пока чужие оплеухи Обходят совесть стороной… — Оставьте нищенские прухи Свои в непрожитых весной Далёкой горьких сердца далей… Где дураков таких видали, Которые не сала просят, А духа, — знанья! — вот заносит! — Ступайте, ладно, сразу в царство, Пока карман ваш не прорвался, И хлеба есть в суме кусок… Хотя бы на один разок.
- © Copyright: Наталия Бабанова, 2017 Свидетельство о публикации №117062208621
- Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
- Другие произведения автора Наталия Бабанова
- Рецензии
- Написать рецензию
- Замечательно и не претворяясь…
Сиреневый Туман 59 09.10.2017 23:19 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Александр, спасибо за такой теплый отклик, всего хорошего, с добром —
Источник: https://kanal21.ru/kak-pravilno-podavat-milostynju/