После просмотра в кинотеатре очередного ужастика меня посетила мысль: а не вредно ли смотреть фильмы ужасов? А что, если это то же самое, что есть протухшую еду? Ведь пища – это та же информация…
Я долго думала и прислушивалась к себе, в результате чего у меня родилось
3 причины не смотреть ужасы
Дочитайте до конца, чтобы узнать, как нейтрализовать вред от просмотра ужастика.
Каждый из нас сам выбирает, какого кота кормить
1.во время просмотра ужасов мы помогаем злу стать сильнее
Уже давно ни для кого не секрет, что существуют темные силы. Надеюсь, они на противоположной для вас стороне:-). И добро, и зло питаются нашей энергией. И добро, и зло – это наш личный выбор.
Это конечно может показаться дорогому читателю банальным.
Но ради интереса посмотрите, какие сайты в том же интернете находятся в топах – то есть являются читаемыми – и вы ужаснетесь, что в графе «непознанное» лидируют сайты черной магии.
Я выбираю кормить этого кота. Даже если их три:)
Печально конечно, но мой выбор другой. И я с сегодняшнего дня выбираю смотреть добрые фильмы, испытывать после них радостные, светлые эмоции, которые сделают мир прекраснее.
А ужас и страх, интерес к нечисти во время просмотра ужастиков – угадайте, кто получает наши эмоции, кого они делают сильнее? …
2.во время просмотра ужасов мы впускаем зло в свою жизнь
Что ж, мы не просто делаем зло сильнее где-то там, далеко и какое-то непонятное и, возможно, несуществующее зло…
Помимо людей мир населен огромным количеством сущностей. И когда мы эмоционально признаем факт их существования (а именно это и происходит во время киносеанса), мы как бы приглашаем их в свою реальность. Эмоции от сил зла реальны, а значит, становится реальным и само зло…
Это не значит, конечно, что тут же после просмотра на вас набросятся зомби и призраки, но… сущности в округе активизируются. ЗАЧЕМ ЭТО ВАМ?
Страх включает механизмы проявления в реальности
3.во время просмотра ужасов мы активизируем собственные страхи и можем притянуть их материализацию
В подсознании человека полным-полно страхов и опасений, часто неосознанных. Сильные эмоции – а страх как раз таковой является – включают механизмы материализации пугающих объектов. Тем самым события, которых человек так боится, могут стать частью его реальности. Не нужно бояться, но и не нужно специально провоцировать себя на страх.
Начертанный от руки символ биджа-мантры ХУМ обладает силой защитного талисмана
Если все же вы не можете полностью отказаться от просмотра мистического кино, выполняйте следующее:
*носите крестик, если вы христианин, или другие защитные талисманы вашей веры (о том, как активизировать свой собственный талисман, читайте здесь)
*старайтесь испытывать как можно меньше эмоций, напоминайте себе во время просмотра, что это просто кино
*перед просмотром, когда особенно страшно и в конце просмотра проговаривайте трижды тибетскую биджа-мантру ХУМ. Она обладает огромной силой защиты от всего потустороннего.
Есть и украшения с мантрой ХУМ
Источник: https://poleradosti.ru/vredno-li-vam-smotret-filmy-uzhasov/
23 жутких фильма ужасов, которые ни в коем случае не стоит смотреть в одиночку
ГАЛЕРЕИВИДЕОТЕСТЫКАТЕГОРИИВойтиВойти через VKПоделитьсяПоделитьсяДобавить в избранные.Удалить из избранных.Отправить почту.
Эти фильмы не похожи на типичные голливудские ужастики. Впрочем, не будем ничего комментировать. Смотрите сами, на ЧТО способны европейские и азиатские режиссеры фильмов ужасов…
Все описания взяты с сайта КиноПоиск.
img.buzzfeed.com
Мужчина, семь лет назад потерявший жену, решает найти себе подругу жизни. С помощью приятеля, близкого к шоу-бизнесу, он организовывает кинопробы, которые, на самом деле становятся смотринами девушек разных возрастов и их вредных привычек. И находит, что искал…
img.buzzfeed.com
Став виновницей автомобильной аварии, Сара потеряла мужа. Теперь вся ее жизнь посвящена ребенку, которого она скоро должна родить. Однако, каждый раз засыпая, женщина погружается в кошмар, который в скором времени станет для нее реальностью, но гораздо более страшной…
img.buzzfeed.com
В доме на окраине города живут мать, отец и трое детей. Дом окружен высоким забором, за который дети никогда не выходили. Они растут, развлекаются, учатся и играют так, как считают нужным их родители, не испытывая никакого влияния со стороны. Они верят, что самолеты, пролетающие над ними, игрушечные, а «зомби» — это название желтого цветочка.
Войти в дом из внешнего мира может только Кристина. В компании главы семейства она работает охранником. Ее приглашают для того, чтобы сын с ее помощью удовлетворял свои сексуальные потребности. Взрослые дети знают главный закон семьи: «нельзя покинуть дом, до тех пор, пока у тебя не выпадет правый клык».
img.buzzfeed.com
Франция, начало 70-х. Люси, маленькая девочка, почти год считавшаяся пропавшей без вести, обнаружена бредущей по проселочной дороге. Ребенок в состоянии глубокого шока и не может рассказать о случившемся. Полиция быстро находит место ее заточения — заброшенную скотобойню.
Все говорит о том, что девочка долгое время не покидала своей тюрьмы. На грязном, исхудавшем, обезвоженном теле ребенка нет никаких следов сексуального насилия: это не было преступление, совершенное педофилом, но что-то гораздо более странное.
Что случилось в этом месте? И как Люси сумела сбежать?
img.buzzfeed.com
Пугающий рассказ о 12-летнем Карлосе, который после смерти отца попадает в школу Санта-Лусии на попечение директрисы Кармен и профессора Касареса. Отец мальчика был мятежником, убитым в сражении против режима Франко. И хотя приют перегружен большим количеством детей, директор школы сочувствующе принимает молодого Карлоса.
img.buzzfeed.com
В свой загородный дом на живописном озере приезжают муж, жена и их десятилетний сын. К ним стучатся два милых молодых человека, которые представляются гостями соседей. У обоих на руках белые перчатки.
Молодые люди решили позабавиться.
Они убивают собаку… и предлагают хозяевам заключить пари — никто из них не доживет до утра… Начнется цепь изощренных издевательств, изысканных пыток, медленного садистского уничтожения семьи.
img.buzzfeed.com
Лукас и Клементина мирно живут в своем доме, но однажды ночью они просыпаются от странного ужасного звука. Они не одни…
Действие происходит в Румынии: Клементина спешит домой, когда по пути ей встречается брошенный у дороги грязный автомобиль. Она не останавливается, а продолжает двигаться в сторону дома, не подозревая, что произошло с людьми в автомобиле — матерью и дочерью-подростком, прошлой ночью.
О том, что случилось, она узнает сегодня вечером, когда ее и ее бойфренда Лукаса среди ночи разбудят странные телефонные звонки и внезапно включившийся телевизор… Но это только начало кошмарной ночи террора, когда телефоны перестанут звонить и не будет никакого спасения, потому что их преследуют ОНИ…
img.buzzfeed.com
Маньяк жестоко убил и расчленил дочь полицейского чиновника в отставке. Девушка была невестой специального агента Су-хёна, и он этого просто так не оставит. Су-хён проверяет всех психов, кто стоит на учёте в полиции, и быстро находит нужного. Но не спешит тащить его в полицию. У спецагента свой план мести.
img.buzzfeed.com
Знаете ли Вы, что такое «снафф-муви», или на жаргоне «мокрое видео»? Это документальные порнофильмы, в которых засняты настоящие насилие и убийство. О существовании таких кассет ходят легенды, за ними охотятся как почитатели извращенного видео, так и агенты спецслужб. Но кто видел настоящий снафф?
Студентка киношколы, пишущая диссертацию о насилии в кино, находит видеокассету со снаффом. Героиня понимает, что на кассете запечатлено жестокое убийство студентки той же школы, исчезнувшей несколько лет назад.
Начав собственное расследование, она узнает, что пропажи девушек в их институте — не такое уж редкое явление. Значит, вместе с ней учится маньяк и садист.
Возможно, это кто-то из ее хороших знакомых, возможно, это ее друг.
img.buzzfeed.com
Директор частной школы Мишель Деласаль — плохой муж и очень плохой человек. Его не выносят коллеги, жена Кристина и даже его любовница Николь. Кристина, которой на самом деле принадлежит школа, хочет развода, но Мишель заявляет, что скорее убьёт несчастную женщину, чем допустит своё разорение.
Доведенные до предела, бывшие соперницы решаются на крайний шаг — утопить Мишеля во время уикенда. Останется только спрятать труп, заявить в полицию об исчезновении и забыть об этом кошмаре. Но вдруг тело исчезает, а Кристину начинают преследовать странные видения… Тем временем, отставной инспектор Фише начинает поиски исчезнувшего мужа директрисы.
img.buzzfeed.com
Четверо математиков не подозревали о существовании друг друга, пока таинственный незнакомец не собрал их вместе для решения одной трудной головоломки.
Хозяин заброшенного дома назвался Ферма, а своим гостям дал имена самых известных в истории математиков.
Им предстоит провести два дня в четырёх стенах, которые неожиданно начнут медленно сдвигаться, грозя смертью тем, кто не сумеет разгадать тайну и назвать имя убийцы.
img.buzzfeed.com
Молодой писатель Джефф Харримен и его невеста Дайэн едут в романтическое путешествие. По пути они делают остановку, чтобы Дайэн могла сбегать в небольшой придорожный магазинчик, вернуться из которого девушке будет не суждено. Возлюбленная Джеффа исчезла без следа. Харримен начинает искать невесту.
img.buzzfeed.com
История трех поколений мужчин начинается с изломанной судьбы лейтенанта Второй Мировой войны, продолжается рассказом о его толстом сыне Кальмане. Кальман соревнуется на Олимпийских играх едоков, влюбляется в такую же тучную Гизеллу. И вскоре у них рождается крошечный мальчик, который растет, чтобы стать тихим набивщиком чучел.
img.buzzfeed.com
Восемь лет назад Марго Бек погибла от рук серийного убийцы. Однако после поимки маньяк признал за собой лишь семь убийств — свое отношение к смерти Марго он всячески отрицал. Но определенные улики, найденные на теле жертвы, позволили обвинить его и в убийстве Марго.
Муж убитой, Александр Бек, до сих пор не может оправиться после гибели жены. Он спасается от пагубных мыслей, с головой погрузившись в свою работу, а дружба с Элен Перкинс не дает ему полностью потерять связь с миром. Но когда рядом с тем местом, где было обнаружено тело Марго, находят еще два трупа и появляются новые улики, полиция возобновляет расследование.
В то же время Александр получает по электронной почте странное письмо, в котором содержится ссылка на веб-камеру и указано время, когда камера начинает работать…
img.buzzfeed.com
Катастрофа, произошедшая в столице Украины, оставила на теле и в душе бывшего солдата британской армии Джея тяжелейшие шрамы.
Жестокость и безжалостность становится новым, неожиданным для всех знавших Джея раньше, качеством личности.
Он, примерный семьянин и любящий отец, становится наемным убийцей и вместе со своим новым партнером Галлом отправляется на первое задание. Постепенно страх и паранойя, окутавшие его сознание — погружает его в самые глубины тьмы.
img.buzzfeed.com
Это была мрачная и страшная ночь. Ночь жуткого праздника Хэллоуин. Банда насильников и убийц, ворвавшись в дом молодой пары, жестоко расправилась с рок-музыкантом Эриком и его невестой Шелли.
Спустя год Эрик Дрэйвен выбирается из могилы и отправляется на поиски убийц. Человек ли он? Или Ворон, жаждущий возмездия?
img.buzzfeed.com
Двенадцатилетний Оскар живет в небольшой деревушке неподалеку от Стокгольма. Днем он подвергается насмешкам и терпеливо сносит унизительные пинки и затрещины от одноклассников, зато потом Оскар мечтает о мести.
Однажды ночью Оскар знакомится с девочкой по имени Эли. Она его новая соседка. Два изгоя мгновенно становятся друзьями, Эли учит Оскара храбрости, а Оскар пробуждает в ней жажду любви. Но Эли, увы, этого недостаточно — ее мучает жажда крови.
img.buzzfeed.com
Скромный конторский служащий Трелковский решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями.
От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей.
Вскоре он начинает винить соседей в её гибели.
img.buzzfeed.com
На окраине кукурузного поля в сельской глуши стоит дом. 10-летние близнецы ждут возвращения своей матери. Когда она приходит, ее лицо закрывают бинты после пластической операции. С этого момента все меняется — отчужденная и холодная, она постепенно изолирует их семью от внешнего мира. Мальчики начинают подозревать, что эта женщина — не их мать, и пытаются выяснить правду любой ценой.
img.buzzfeed.com
Дом на отшибе. Две лучшие подруги и кровожадный убийца. Героиням фильма за одну ночь придется пережить самый страшный кошмар, какой только они могли себе вообразить. Они столкнутся со страхом неизвестного, со страхом темноты и животным страхом неотвратимости смерти.
img.buzzfeed.com
Бывший астроном Джулия, страдающая от прогрессирующей болезни глаз, обнаруживает свою сестру-близнеца Сару задохнувшейся в петле в подвале ее старого дома. Официальная версия полиции — самоубийство; причина трагедии — полная потеря зрения в результате того же заболевания.
Однако Джулия инстинктивно чувствует, что Сару безжалостно и расчетливо убили. Несмотря на безразличие служителей закона и настороженность ее спутника жизни Исаака, она начинает собственное расследование. Найти убийцу ей нужно до того, как в ее глазах окончательно померкнет свет.
img.buzzfeed.com
Что делать, если ты молод, красив, но жизнь тебе страшно наскучила? Конечно, умереть! Кто может помочь, если самому страшно? Конечно, двое таких же друзей. А что, если помощь в самоубийствах — оригинальный способ заработать? Когда троим авантюристам в голову приходит такой бизнес-план, им уже не до смерти!
img.buzzfeed.com
Самые счастливые годы Лаура провела в сиротском приюте на побережье. Любимые воспитатели заменили ей родителей, а друзья — братьев и сестер. Через тридцать лет Лаура возвращается в дом своего детства с мужем и семилетним сыном. Она мечтает восстановить его и открыть для новых маленьких посетителей. Однако героиню поразили перемены, произошедшие с ее собственным сыном.
Из милого мальчика он превратился в маленького монстра с жестокими фантазиями и опасными играми. Она уверена, что во всем виноват старый дом, таящий скрытую угрозу. Постепенно картины прошлого всплывают в памяти Лауры и открывают ей страшную истину….
Ваше мнение
Источник: https://onedio.ru/news/23-zhutkih-filma-uzhasov-kotorye-ni-v-koem-sluchae-ne-stoit-smotret-v-odinochku-19098
Фильмы ужасов: смотреть или не смотреть
Некоторые люди считают, что от ужастиков надо держаться подальше: в них много негативных эмоций, плохие установки и ночные кошмары, как последствие. Но другие просто жить не могут без ужастиков и остросюжетных триллеров. Как же на самом деле влияют на нас страшные фильмы, какое воздействие на психику они оказывают, и стоит ли завязать с ужастиками?
Мнения о пользе и вреде ужастиков разделяются не только среди зрителей, но и в профессиональной среде. Одни ученые считают, что в просмотре страшных фильмов нет ничего плохого, другие исследователи доказывают, что это разрушительно действует на организм. Вот несколько фактов «за» и «против» ужастиков:
Почему не стоит смотреть ужастики
1. Страх разрушает тело
В 2009 году ученые-биохимики из Вашингтона проводили эксперимент, в ходе которого исследовали состав крови человека, смотрящего фильмы разных жанров.
Участники эксперимента смотрели мелодраму, документальный фильм и боевик.
После первых двух фильмов, в составе крови не наблюдалось изменений, но после просмотра боевика со сценами насилия, в крови повысилось содержание гормонов и антител.
Чувство страха, которое испытывает человек во время просмотра фильма, «бу»-эффектов или просто напряженной атмосферы, вызывает стресс. А каждый стресс — это запуск воспалительных процессов, который подтверждается повышением количества С-реактивного белка в организме.
В стрессовых ситуациях также вырабатывается большое количество кортизола, который пагубно влияет на иммунитет и затормаживает когнитивные функции.
2. Развитие фобий
Память о негативных событиях и страхе хранится в миндалинах, области мозга внутри височной доли, и, в отличие от позитивных переживаний, очень долго не выветривается оттуда.
Поэтому страшные фильмы, на которых вы пережили сильные эмоции, могут рождать фобии, так что человек на время окажется изолирован от какой-то части жизни. Например, человек посмотрел фильм «Астрал» и боится ходить по квартире без света, потому что воображение рисует всяких страшных духов, или посмотрел фильм «Челюсти» и весь отпуск на море провел на берегу.
Ещё фильмы могут сильно подействовать на человека, если они близки к области его работы. Например, студенты рассказывали, что они не смотрят фильмы ужасов про нянек, потому что сами подрабатывают в этой профессии.
Итак, негативные переживания, возможность приобрести фобию, разрушенный иммунитет и воспалительные процессы в организме. Звучит страшно, но так считают не все ученые. Вот несколько положительных мнений о просмотре фильмов ужасов:
Почему стоит смотреть страшные фильмы?
1. Удовольствие после фильма
Реально хороший фильм ужасов действует как захватывающий аттракцион — сердце «выпрыгивает» из груди, давление повышается, дыхание становится чаще. Что самое интересное, это состояние сохраняется и после того, как фильм заканчивается. Это называют процессом передачи возбуждения, и Глен Спарк, доктор философии, считает, что именно это заставляет людей «подсаживаться» на ужастики.
Доктор объясняет, что этот процесс усиливает все эмоции, которые вы испытываете после фильма. Например, если после просмотра ужастика вы общаетесь с друзьями, радость от этого будет усилена в разы.
Кроме того, одно исследование доказало, что именно чувство страха помогает лучше воспринимать искусство, то есть, обостряет эмоции.
Три группы участников получили разные задания перед тем, как оценить абстрактное искусство. Одни сидели спокойно, вторые должны были попрыгать от 15 до 30 раз, а третьи посмотрели фильм ужасов.
В результате оказалось, что те, кто смотрел фильм ужасов, получил впоследствии больше удовольствия от искусства.
Так что, в следующий раз перед посещением галереи сходите на очередной ужастик, и возвышенное искусство больше вас впечатлит.
2. Возможность выплеснуть агрессию
- Доказано, что люди с развитой эмпатией, которая, чаще всего, сопровождается отличным воображением, развитым сочувствием, гуманизмом и эмоциональностью, как правило, не любят ужастики.
- Агрессивные люди, то есть те, что не боятся идти на конфликт и часто к этому прибегают, наоборот, предпочитают захватывающие, страшные фильмы.
- Страшные фильмы помогают пережить выброс адреналина, необычные, интересные события, которые не встречаются в реальной жизни, и избавиться от своей агрессии.
- А вы «за» ужастики или «против» них?
Источник: https://Lifehacker.ru/filmy-uzhasov-smotret-ili-ne-smotret/
Полезны ли фильмы ужасов для психики?
И да, и нет. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать: кто смотрит фильмы ужасов и в каких условиях.
Существует большое количество авторов, которые считают, что фильмы ужасов вредны для всех, особенно для детей и юношей, могут иметь длительные последствия в виде повышенной тревожности, нарушений сна и аппетита, тошноты, разного рода болей в теле (Harrison C.
, Cantor J. Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media. Media Psychology 1 (2): 97-116). Но на самом деле все не так просто.
- С точки зрения психологии, при взаимодействии с любым произведением искусства, человек переживает различные эмоции. Как правило, фильмы ужасов активно включают эмоции страха и отвращения. При этом человек реагирует так, будто бы угроза для него реальна: наблюдается учащение сердцебиения, повышение артериального давления, потливость рук и т.д. Сами по себе эти проявления не являются ни вредными, ни полезными. Кому-то такой тонус помогает более активно включиться в жизнь. Для кого-то является чрезмерной стимуляцией, может вызвать состояние повышенной тревоги, временное нарушение сна и даже приступ панической атаки.
Есть данные о том, как меняется поведение людей после просмотра фильмов ужасов. Например, если в фильме ужасов есть сцены курения, то курильщик выйдет из зала с большим желанием курить, чем если бы он увидел курение в фильме без насилия и пугающих моментов (Sargent J.D., Maruska K., Morgenstern M., Isensee B., Hanewinkel R.
Movie smoking, movie horror, and urge to smoke. Przegl Lek. 2009; 66(10): 545–547). После просмотра ужасов и фильмов со сценами насилия людям больше хочется съесть сладенького (Mattar L., Zeeni N., Bassil M.Effect of movie violence on mood, stress, appetite perception and food preferences in a random population. European journal of clinical nutrition.
2014 Dec 10. doi: 10.1038/ejcn.2014.262).
- Интересно, что негативные эффекты от просмотра фильмов ужасов чаще проявляются у людей, которые не любят фильмы ужасов. Все известные мне исследования корреляционного типа, поэтому нельзя сказать с уверенностью, что является причиной, что следствием: то ли нелюбители ужасов стали такими, в результате отрицательных эффектов от просмотра; то ли просмотр нелюбимых фильмов приводит к усилению негативных эффектов от ужасов. Как правило, нелюбители ужасов обладают высокой эмпатией и меньшей агрессивностью в сравнении с теми, кто получает от фильмов ужасов удовольствие (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237).
А что же с любителями ужасов? Выделен ряд их психологических особенностей и особенностей реакции мозга на нейтральные и пугающие отрывки фильмов (Straube T., Preissler S., Lipka J., Hewig J., Mentzel H.J., Miltner W.H.
Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping. 2010 Jan;31(1):36-47).
Их передняя поясная кора и островковая доля мозга — структуры связанные с субъективным ощущением возбуждения — менее активны при просмотре нейтральных сцен. Так же им более свойственен поиск острых ощущений, который, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях.
При этом просмотр фильмов ужасов — один из немногих социально приемлемых и безопасных для жизни способов компенсации (в отличие от экстремальных видов спорта или азартных игр, например). Полезно это или нет — оцените сами.
- Если посмотреть на фильмы ужасов с точки зрения психотерапевта, легко заметить, что режиссеры фильмов ужасов используют наиболее эффективные и традиционные триггеры страха. То есть такие явления, которые пугают многих людей. Поэтому зрителю легко идентифицироваться с персонажем, который тоже испуган. При этом ситуация просмотра фильма в кинотеатре или дома с друзьями является безопасной. Это похоже на метод экспозиции триггера фобии, который используется когнитивно-бихевиоральными психотерапевтами для того, чтобы снизить реакцию клиента на пугающие стимулы, например, пауков, змей и т.д. При регулярном наблюдении пугающих явлений в безопасной обстановке человек может стать «более смелым» в отношении них.
Однако просмотр фильмов ужасов все-таки отличается от психотерапии наличием большого количества неконтролируемых факторов.
Для людей, переживших психологическую травму, просмотр фильма с похожей ситуацией может привести к повторному травмированию и ухудшению состояния.
При этом, поскольку люди, пережившие психологическую травму, сами нередко стремятся к повторению травмирующих событий, они могут бессознательно подбирать для просмотра соответствующие фильмы.
- С точки зрения нейронаук, мозговая активность человека, просматривающего фильм ужасов похожа на мозговую активность человека, переживающего страх, но с одним отличием (Straube, T., Preissler, S., Lipka, J. et al. (2010). Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping, 31, 36–47). Важную роль в реализации реакции страха человека играет структура, которая называется миндалина. Однако в исследованиях Страуба и ряда других авторов, миндалина при просмотре страшных сцен активируется не больше, чем при просмотре нейтральных. Переживание страха при просмотре кино связано с активацией дорзомедиальной префронтальной коры, которую относят к «медленной системе эмоций». Они реагируют не на внезапную и сиюминутную угрозу, как миндалина, а на потенциально ожидаемые последствия ситуации. В этом смысле ситуация просмотра фильма ужасов не сильно отличается от напряженных размышлений о том, какую оценку преподаватель поставит на экзамене, заметит ли начальник вашу оплошность в отчете и т.д. То есть польза или вред снова будут определяться тем, насколько ваш уровень возбуждения соответствует актуальным задачам.
Психологи описывают взаимосвязь возбуждения и эффективности решения задач куполообразной кривой (закон Йеркса-Додсона). При повышении активации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение после достижения плато приводит к снижению продуктивности. При этом при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень активации.
- А как же дети? Существует теория, которая частично подтверждается данными, что возможность получать удовольствие от фильмов ужасов, а также фильмов со сценами насилия, развивается с возрастом (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237). И если мы посмотрим на исследования младшей и средней школы, то увидим корреляцию между удовольствием от просмотра ужасов и возрастом. Но если обратиться ко взрослым выборкам, то там такой корреляции наблюдаться не будет. Можно предположить, что к старшим классам дети научаются получать удовольствие от подобных фильмов. Затем, видимо, у части людей берет верх стремление к острым ощущениям, а у других избегание неприятных переживаний.
Малышам бывает сложно отличить реальность и вымышленный мир на экране. Поэтому страшные сцены в кино могут стать травмирующим фактором. Однако с момента освоения ролевой игры, дети научаются отличать сказки от реальных историй.
В раннем школьном возрасте они будто бы становятся одержимы страшными историями. Есть теории, которые предполагают, что как раз в этом возрасте они овладевают способами обращения со неприятными эмоциями, в том числе страхом.
Поэтому в поддерживающей обстановке страшное кино может стать материалом для воспитания смелости и развития чувства реальности. Когда человек может сказать: «То, что происходит на экране происходит не со мной», а также «Я сейчас очень боюсь, но в любой момент могу выключить телевизор».
Подобные способы защиты от негативного эмоционального воздействия просматриваемых фрагментов фильмов предлагал Ричард Лазарус.
Итак: фильмы ужасов могут быть полезны для снижения чувствительности к пугающим обстоятельствам (десентизации); для повышения уровня активации (если вам это зачем-то нужно); для формирования и развития стратегий обращения со страхом и отвращением.
Однако они могут быть вредны и вызвать ряд неприятных симптомов, в том числе иметь длительные последствия для людей с повышенной возбудимостью и высокой личностной тревожностью; склонных сильно отождествляться к персонажами на кране; маленьких детей, еще не различающих вымысел и реальность; людей переживающих посттравматическое стрессовое расстройство. Как правило негативные эффекты меньше проявляются у людей, которые любят фильмы ужасов.
Первый фильм ужасов я увидел где-то в конце 80-х, когда у родителей школьного друга появился видак Электроника. Там было что-то черно-белое про восставших мертвецов. Я (6-7 лет) неделю не мог уснуть ночью, засыпая только под гимн СССР из радиоточки в 6 утра. Зато теперь фильмы ужасов смотрю с некоторым унынием, ибо не страшно совсем и все стереотипно.
Другой пример — сестра моя. В возрасте 13-15 лет она видимо для самоутверждения собрала нефиговую коллекцию ужастиков на ДВД. Хвасталась всем, что смотрит их ночью и ни капли не ссытся. Но при этом родители были дома.
Единственный раз, когда она смотрела ужасы ночью одна, закончился звонком мне, где плачущим голосом было сказано про какую-то сущность, которая в квартире явно есть и пугает. Пришёл, проверил, высказался крепко.
Больше она ужасы не смотрит.
Резюме. Если торкают ужасы до ужаса — нафиг надо. Если нет — ждите своего уровня
Да, ну в моем случае. Я при просмотре фильмов ужасов я испытываю много эмиций начиная от страха, заканчивая радостью. Ну ещё маленький выброс адреналина)
Источник: https://TheQuestion.ru/questions/23393
10 фактов о фильмах ужасов, пугающих не меньше, чем сами фильмы — Что посмотреть — Титр
кадр: TitrCollage
Фильмы ужасов созданы для тех людей, у кого крепкие
нервишки, и они обожают иногда немножко побояться. Ужастики стали такими
модными, что сейчас их снимает всякий, кому не лень. У большинства киноделов
получаются невзрачные киношки, смотреть которые не столько страшно, сколько
неприятно.
А вот у настоящих мастеров своего дела выходит такая жуткая
жуть, что после ее просмотра слабый духом зритель две недели спит со светом и не ходит в туалет один. Но и если бы зритель-смельчак узнал, что происходит за кадром таких фильмов, то, пожалуй, у зрителя-трусишки, сидящего в это время под
одеялком, появилась бы компания.
Звонок / Ringu, 1998
Оказывается, зловещая девочка по имени Садако Ямамури, не была выдумана создателями фильма из головы. В начале ХХ века в Японии проживала
девушка, которая обладала экстрасенсорными способностями и с их помощью
помогала людям.
Звали ее Сидзуко Мифунэ. Однако работа с необразованными и темными людьми принесла ей только горе. В одной семье после ее посещения
скончался малыш (как потом выяснилось — от оспы, а не от колдовства), виновной
объявили Сидзуко.
Жители деревни обратились к властям с просьбой наказать ее за злые чары, а власти, напротив, публично объявили ее шарлатанкой. Пока шло
это абсурдное разбирательство, Сидзуко не вынесла позора и покончила с собой. Слухи
о проклятье появились позже, когда несколько незнакомых между собой людей
скончались. Все они перед смертью уверяли, что им явилась страшная черноволосая
девушка.
Техасская резня бензопилой / The Texas Chain Saw Massacre, 1974
Актеры, снимавшиеся в фильме, рассказывали, что неудачи преследовали
их одна за другой. В фильме мы видим море крови, и не вся она — искусственная. Например,
во время сцены обеда актриса Мэрилин Бёрнс по-настоящему порезала палец.
А ассистент, помогавший «подвешивать на крюк» актрису, не рассчитал силы и не закрепил девушку как следует. Крюк вонзился ей в плечо, и поэтому крики боли,
которые мы слышим в той ужасной сцене — настоящие. Были и другие случаи.
Режиссер Тоуб Хупер всегда считал себя здравомыслящим
человеком, и поэтому жестко пресекал любые слухи о проклятии, ползавшие по съемочной площадке.
Но и его убеждения пошатнулись, когда на площадку прорвалась
местная гадалка и заявила о том, что работе мешает «разгневанный непогребенный
человек».
Вот тут-то Хупер и вспомнил, как он сэкономил на реквизите и вместо
дорогого пластмассового скелета заказал из Индии настоящий человеческий.
Сияние / The Shining, 1980
Как известно, Стэнли Кубрик — большой перфекционист и стремится к совершенству каждого кадра своих фильмов. Во всю свою мощь он развернулся на съемках «Сияния».
Фильм не зря признан «одним из величайших». Кубрик
требовал переснимать огромное количество дублей, добиваясь нужного ему эффекта.
Например, сцену, в которой Джек Николсон ломает топором дверь, снимали три дня,
истратив целых 60 дверей.
Но если Николсон был другом Кубрика и пользовался кое-какими
привилегиями, то бедняжка Шелли Дювалл никаких поблажек не получила. Режиссер придирался
ко всему, считая, что она играет слишком жизнерадостно.
И чтобы сделать Шелли
грустнее, Кубрик придумал ход, который показался ему очень удачным: он подговорил всех членов съемочной группы, чтобы они ни под каким видом не проявляли к ней сочувствия, а сам постоянно осыпал ее мерзкими оскорблениями.
Все это привело к тому, что в какой-то момент расстроенная
Шелли поняла, что не может больше плакать, потому что у нее нет слез. Прибывший
врач диагностировал у нее обезвоживание, вызванное постоянными рыданиями,
прописал лекарства и обильное питье и строго-настрого запретил Кубрику
применять такие методы. Тот не сильно расстроился. Ведь главные сцены уже были
отсняты.
Дракула / Dracula, 1992
Экранизация истории о великом вампире, вышедшая из-под руки Френсиса Форда Копполы, считается самой страшной, а сам Дракула, сыгранный Гари Олдманом, — одним из величайших злодеев в мире. Тому есть рациональные
объяснения: старательная работа режиссера, мастерство оператора, хороший
сценарий, продуманные спецэффекты, и, конечно же, игра актеров.
Особенно на этом поприще выделился Гари Олдман,
один-единственный на площадке человек, уверенный в том, что его Дракула
получается недостаточно страшным. Для того, чтобы припугнуть своих коллег,
Олдман использовал прием, позаимствованный у того же Кубрика.
Перед сценой, в которой ему полагается превратиться в летучую мышь и улететь, он быстро подошел
к Вайноне Райдер и шепнул ей на ухо: «Как же меня достало с тобой работать!
Чтоб ты сдохла!».
Потом он, конечно, очень извинялся, но зато испуг Вайноны,
оперативно заснятый на камеру — подлинный.
Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street, 1984
Роберт Инглунд, который баламутит спящий народ вот уже больше 30 лет,
получил роль маньяка Фредди благодаря двум обстоятельствам.
Первое из них —
довольно забавно: в то время, когда режиссер Уэс Крэйвен проводил кастинг, Роберт умудрился поссориться со своей подружкой, в шутку нарисовав себе «окровавленное
лицо» с помощью грима.
Испуганная девушка шутку не оценила, и Роберт из вредности проходил в таком виде три дня, не умываясь даже для похода в магазин.
Именно там его Крэйвен и увидел.
Второй факт будет пострашней. Пробы дались Инглунду нелегко —
он никак не мог понять, чего от него хочет режиссер. Однако тот, видимо, и сам
не мог объяснить, что ему надо, поэтому к концу дня оба устали друг от друга и мечтали пустить друг другу кровь. Кровь была, только Инглунд пустил ее сам
себе, неудачно схватив смертоносную перчатку.
Лезвие воткнулось в руку, и это стало последней каплей в терпении актера. Роберт психанул: он бегал по студии, орал непечатные выражения
и размахивал окровавленной рукой, разбрызгивая кровь по комнате и высказывая
Крэйвену все, что о нем думает, в то время как тот вжался в стул и боялся даже
пикнуть. «Вот оно — настоящее зло», — благоговейно думал он.
Кэндимэн / Candyman, 1992
Режиссеру Бернарду Роузу не суждено было достичь признания в Голливуде, но в 1992 году он об этом не знал и старался как мог, чтобы не отстать от маститых коллег по части натуральности и достоверности.
Как ему
пришло в голову использовать в фильме пчел — знает только Бог, но в сцене, где изо рта Тони Тодда выползают живые пчелы, выползают… живые пчелы.
Да-да, Роуз додумался посадить в рот актера небольшой, но самый
настоящий рой пчел.
Как рассказывает сам актер, он не сомневается в том, что его
актерская игра в тот момент оставляла желать лучшего. По сюжету он должен был
изображать праведный гнев восставшего из мертвых героя, но попробуйте-ка
сыграть гнев, когда у вас во рту копошатся кусачие пчелы! Не описался от страха —
и то хорошо. Не искусали до смерти — и то спасибо.
Зловещие мертвецы / The Evil Dead, 1981
Не уступать в натуральности решила и съемочная команда «Зловещих
мертвецов», и у них тоже не обошлось без казусов. Правда, их казус скорее
забавен, чем страшен, поэтому в этом пункте списка вы можете остановиться и передохнуть от ужасов. Чтобы убедительнее изобразить молодежь, накурившуюся
марихуаны, актеры решили накуриться настоящей марихуаны.
Дым, тянущийся от этой веселой команды, заманил в кадр
ассистента. Потом гримершу.
Затем еще пару человек, потом — оператора, а потом
веселье приобрело такой размах, что больше в этот день никаких съемок уже не велось: ребята веселились на полную катушку и творили разные безобидные
бесчинства. Правда, камеру выключить забыли.
Поэтому утром, с тяжелой головой
просматривая запись своего разгула, все, от режиссера до уборщицы, устыдились и твердо решили — больше никаких косяков во время съемок.
Полтергейст / Poltergeist, 1982
Съемки фильма пугали актеров не меньше, чем события по сюжету — их героев. Тяжелее всех приходилось шестилетней малышке Хезер О’Рурк,
сыгравшей девочку, похищенную демоном. Она не понимала, что снимается в фильме
ужасов, и в отличие от взрослых актеров боялась по-настоящему. Самым сильным
испытанием для нее стала сцена, где ожившая мельница задувает все игрушки в шкаф.
У девочки был настоящий шок: она плакала, звала родителей и никак не могла успокоиться.
Стивен Спилберг, присутствовавший на площадке, немедленно
подбежал, остановил съемки и обнял Хезер, обещая, что ничего подобного больше
не повторится. Но на нее словно что-то нашло. «Я умру, я скоро умру!» — плакала
она.
И действительно, на съемках третьей части франшизы она внезапно упала в обморок и на пути в больницу умерла. О причинах ее смерти врачи спорят до сих
пор.
Интервью с вампиром / Interview with the Vampire: The Vampire
Chronicles, 1994
В фильме мы видим известных красавчиков Тома Круза, Брэда Питта и Антонио Бандераса в образе вампиров. Над актерами поработали отлично: костюмы старой эпохи придавали им шик, длинные волосы и грустные диалоги —
романтичность, а синие вены, выступавшие на их коже, внушали зрителю
мистический трепет перед тайнами переродившегося организма, вынужденного
поглощать кровь.
Если бы мы знали, какой ценой актерам доставались именно
этим вены, мы были бы в ужасе о того, что им пришлось пережить. Гримеры посчитали,
что если их просто нарисовать на коже, эффект будет недостаточно убедительным.
Крузу, Питту и Бандерасу приходилось перед съемками по часу-полтора висеть вниз
головой, испытывая кошмарные давление и удушье и ожидая, пока прилившая к голове
кровь сделает вены вздувшимися и синими.
Спасибо за фильм, ребята, но, честное
слово, оно того не стоило. Мы любим вас и с нарисованным гримом!
Паранормальное явление / Paranormal Activity, 2007
Орен Пели потратил на съемки этой жути всего 15 000 долларов,
здорово сэкономив на актерах и декорациях, ведь снимал он собственный дом. Зрители
были в восторге. Ну как в восторге. Они едва не сломали кинотеатр, пытаясь из него убежать, и с тех пор за фильмом закрепилась репутация ну очень страшного
кино.
Стивен Спилберг, которого упросили взять над уже готовым
фильмом шефство, только посмеялся и подумал про себя: «Мне ли пугаться дешевой
поделки какого-то самоучки?». Это он зря.
Как и зря затеял просмотр этого кино
ночью, находясь в своем калифорнийском особняке совсем один. В середине фильма
он выключил телевизор и подумал: «Твою ж мать, как я спать-то теперь буду?».
Шефство над фильмом он все же взял, а вот на вопрос о том, досмотрел ли он его,
предпочитает не отвечать.
15 сентября 2016 Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится
Источник: https://www.ivi.ru/titr/goodmovies/smotri-ne-nadelai-kirpichei
Протоиерей Илья Шугаев. Можно ли православному человеку смотреть фильмы ужасов?
Я бы начал с того, что изменил формулировку вопроса. Вместо «можно ли» я бы поставил «полезно ли». О том, что человеку все можно, апостол Павел в послании к Коринфянам говорит четыре раза: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор.
6, 12); все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10, 23). Поэтому любому человеку, обладающему богодарованной свободой все можно, в том числе смотреть фильмы ужасов. И второе, чтобы я изменил в вопросе, – это убрал бы слово «православному».
Чем православные хуже или лучше других людей? Или они сделаны из другого теста, или они прилетели с Марса или Луны? Все люди обладают одинаковой человеческой природой, и законы (духовные и душевные, то есть психологические), по которым развивается человек, одинаковы для всех людей.
То, что полезно христианину, полезно любому, то, что вредно христианину, вредно любому другому – и мусульманину, и католику, и протестанту, и язычнику, и безбожнику, и даже сатанисту.
Итак, попробуем ответить на вопрос: «Полезно ли человеку смотреть фильмы ужасов?»
Дети
Начну с, казалось бы, очевидного – с детей. Дети – тоже люди, и их вовсе не надо исключать из нашего разговора. Тем более, что разговор о детях и о очевидных вещах позволит нам перейти к рассмотрению взрослых и разговору о не столь очевидных вещах. Итак, всем очевидно: детям смотреть фильмы ужасов – не полезно!
По этому поводу есть конкретные исследования, которые показывают, почему это им не полезно. Сошлюсь на фильм «Виртуальная реальность» режиссера Валентины Матвеевой, который начинается с психологического исследования, проведенного в школах Санкт-Питербурга.
Психологами было проведено исследование о влиянии телевизионных образов на сознание детей. Они обошли десятки школ, провели исследование.
Задавали простые вопросы: «Какие передачи смотрите? Кто из героев нравится?» Ответы не были неожиданностью: «Планета тараканов», «Диавол II», «Годзилла», «Рембо», «Терминатор».
Неожиданным было другое – то, что осталось у них в сознании, или, я бы сказал, в подсознании: какая картина мира осталась в детях. Эксперимент заключался в следующем.
Психологи приходили в класс и предлагали детям представить, что лист бумаги, который лежит перед ними, – это экран телевизора, и нарисовать наиболее запомнившийся им образ, любимого героя, или сцену из фильма или сказки, интересную рекламу, какой-то сюжет. «Вот этот листочек превратится на сегодня у нас с вами в волшебный экран – телевизора или компьютера, или это, может быть, будет какая-нибудь иллюстрация из книги. Используйте как можно больше красок».
Вот комментарии к некоторым рисункам.
«Мальчик первого класса на вопрос о любимом фильме сначала начал рисовать пожар: красные языки пламени, которые сжигают все вокруг. Сгорел мой дом – утверждает. – Это так на самом деле? – Нет, я так думаю. После мультфильмов мне страшно. – Тут же красное начинает зарисовывать зеленым. Это, говорит, пожар тушат. Там такое животное справа непонятное, его тоже пытаются потушить.
Я спрашиваю: Все будет хорошо? – На что он отвечает: Нет. Вот, видите, черная волна? Вот это большой взрыв, который сейчас поглотит все, что было. Никого не останется. Спрашиваю: Что такое буквы FD? – Это особая армия космических пришельцев, которая пришла, чтобы убить всех землян на планете. Они очень сильные, мы с ними не справимся. Скоро мы все погибнем. Я это знаю точно».
«Здесь добро представлено в виде такого беспомощного зайчика, опустившего руки и плачущего. А рядом справа зло, оно сильное, храброе, активное.
Почему такие цвета неба? Потому что это перед грозой. Может быть, есть надежда у этого зайчика спастись? Спрашиваю: может быть, ему помогут друзья? – Нет, друзей у него нет, он один.
– Почему он погибает? – Потому что он добрый. Добрым быть плохо».
«Мальчик третьего класса не хотел рисовать. Сказал, что маски – из его любимых мультфильмов. Все вместе они составляют единую бригаду, очень сильную. – Зачем они объединились на твоем рисунке? – Это бригада самых крутых людей, они не показывают лица.
Это люди, которые завоюют мир и поставят его на колени. – Почему у них черные маски на глазах? – Чтобы их не узнали до той поры, пока они не станут властелинами. – Ты бы себя мог причислить к ним, ты бы захотел этого? – В принципе, да. Я нахожусь среди них. Но вы меня все равно не узнаете.
Скоро о нас узнает вся Земля».
«Группа мальчиков придумала для себя развлечение: нашла жертву, связала ее.
Жертва стоит, ожидая своей участи, а в руках у самого первого, самого крутого мальчика особый прибор, для того, чтобы жертву сначала пощекотать, а потом особым образом ее расщепить, расчленить.
На вопрос: Что делают другие, вот, например, этот в красном? – Он отвечает: Он смеется и ободряет. – Зачем они это делают? – Это прикольно».
Таковы результаты тестирования. Тест этот относится к рисуночным тестам, ставшими уже обычными для психологов. С помощью таких тестов психологам удается заглянуть в душу человека и узнать то, что ни сам ребенок никогда бы ни сказал, поскольку этого не осознает, ни родители никогда бы не смогли поведать. Например, психологи часто прибегают к тесту «Моя семья».
Ребенка просят нарисовать свою семью, и ребенок рисует психологическую картину-схему своей семьи. Например, на рисунке видим, что мама и папа в центре рисунка и изображены большими, а ребенок маленький где-то в углу рисунка. Скорее всего, этот ребенок чувствует себя в семье никчемным, его не уважают и с ним не считаются. Иногда на рисунке отсутствует кто-то из членов семьи.
Скорее всего, это значит, что с этим человеком у ребенка серьезный конфликт. Ребенок может нарисовать только себя. «А где папа?» – «На работе». – «А где мама?» – «В магазине». – «А где брат?» – «В школе». Скорее всего, этот ребенок склонен к эгоизму. Идеальный рисунок должен быть светлым и ярким.
Солнышко, цветочки, домик, папа и мама в центре, все детки рядом с ними, никто из людей не увеличен и не уменьшен в размере.
Еще один способ заглянуть в душу ребенка – это посмотреть на то, как играет ребенок. Однажды я решил поиграть со своим старшим сыном, которому тогда было 5 лет, в солдатики. У него были русские богатыри и немецкие рыцари. Русских не хватало, а немецких рыцарей было больше.
«Пап, надо богатырей купить!» – «Да, ничего, давай играть так. Подумаешь, богатырей мало. Это даже хорошо. Представляешь, русских было мало, а они все равно победили!» – «Нет, пап! Русских же больше!» – «Ну, сам подумай. Ведь это еще большая слава, когда их меньше, а они побеждают.
Наши вон, смотри, какие богатыри: один троих сразу уложит». – «Нет, пап. Ну, как ты не понимаешь? Русских же больше!» Так мы еще минут пять пререкались, сын все равно отказывался играть в солдатиков. А до меня стало постепенно доходить, что у ребенка все правильно в голове.
У него правильная картина мира – добра (то есть наших, русских) в этом мире больше, а зла (то есть немцев, врагов) в этом мире меньше. Если ребенка убедить, что зла больше, это какая же страшная картина мира получится у него в голове? Поэтому он так отчаянно бился за то, что добра в мире больше.
Действительно, в детском сознании добро должно быть большим и сильным, а зло маленьким и слабым, а в русских сказках еще и смешным. Зло не может рисоваться всесильным и могущественным.
Но вспомним тестирование детей. Оказывается, мир внутри ребенка может быть вовсе не таким светлым и безоблачным, как это должно быть, но в душе ребенка могут быть самые настоящие кошмары.
И они могут мучить ребенка, если он остается один на один со своим внутренним миром. Во всех х к рисункам детей звучала тема: зла в этом мире больше, чем добра, весь мир погибнет, ничего светлого впереди нет.
Но с такой картиной мира очень страшно жить.
Не буду утверждать, что только фильмы ужасов создают такую картину мира. Прежде всего, картина мира в душе ребенка создается родителями. Не буду подробно останавливаться на том, какие родительские ошибки приводят к перевороту в душе ребенка.
Можно кратко отметить, что у любящих родителей мир детей светел и прекрасен, а при недостатке любви, что выражается как в недостатке внимания, так и в избалованности, ребенок видит в мире больше зла, чем добра.
Фильмы ужасов не только закрепляют такую картину мира, но еще и дополняют ее, наполняя ее монстрами, приведениями, убийствами и прочими кошмарами, до которых бы сам ребенок никогда бы не догадался, если бы этому не помогали ужасные взрослые. И картина мира становится в несколько раз ужаснее.
Замечу, что и смотрят фильмы ужасов, как правило, дети, которых родители недостаточно любят. Нормальные родители не дадут смотреть такие фильмы, а при случайном просмотре дети со светлой картиной мира сами убегают или закрывают глаза, не в силах смотреть на ужасы.
Дети, которым оказывается мало внимания, будучи предоставленные сами себе, а часто и телевизору, постепенно привыкают к ужасам и начинают впитывать мир ужасов в себя. Тем более что ужасы являются ярким зрелищем и потому обладают притягательностью, они словно завораживают детей, которые не в силах оторваться от ужасного зрелища.
Избалованные дети также не в силах оторваться от экрана, а их родители не в силах этого сделать в силу ложного понимания любви.
С картиной мира из фильма ужасов, где убийство – это норма жизни, а кровожадность и вероломство монстров – это законы того мира, жить действительно страшно. С такой картиной мира у человека два выхода.
Первый выход – это согласиться с тем, что в этом мире правит зло и встать на его сторону (вспомним про бригаду, которая завоюет мир, и фразу: «Я среди них»). Вот откуда у нас столько подростковых преступлений совершенных жестоко и часто без всякой выгоды для себя, просто от избытка злобы на этот мир.
Второй выход – не согласиться и просто уйти из этого мира (покончить с собой или же напиться, уколоться, обкуриться – и забыться). Поэтому все больше случаев самоубийства, алкоголизма и наркомании среди подростков.
Есть еще и третий выход – попытаться изменить картину мира и поверить, что добра в мире больше. Этот путь называется покаянием, изменением себя. В греческом языке для обозначения покаяния используется слово «metanoia» (метания), которое буквально можно перевести, как перемена ума (по-гречески nouV).
Греческое слово nouV – это не просто ум, а весь внутренний мир человека, на русском языке этому понятию больше соответствует понятие «сердце».
Поверить в то, что добра в мире больше, невозможно без веры в Бога, поскольку в мире действительно много зла, и только присутствие Божие в этом мире может перевесить чашу весов в сторону добра.
Взрослые
Теперь перейдем к взрослым. И сразу надо сказать, что подавляющее большинство взрослых фильмы ужасов не смотрят. Большинству людей это просто противно. Противно не только эстетически (мол, это не в моем вкусе), но и по более глубоким соображениям.
Картина в фильмах ужасов не только внешне не приятна, но и внутренне лжива. Мира, который показывается в фильмах ужасов, не существует в реальности.
Правда, сказочного мира, изображаемого в сказочных фильмах, тоже не существует, но в нормальных сказках аллегорически и завуалировано передаются духовные реалии этого мира. «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок».
И вновь повторю, что сказки должны быть светлыми и жизнерадостными, и зло в них слабое, а часто и смешное. А зачем смотреть фильм, который эстетически тебе не по нутру, да еще и тот, где ни на никой урок добру молодцу нет и намека.
Тем не менее есть взрослые, которые эти фильмы смотрят. Примерно до 14-16 лет дети могут смотреть фильмы ужасов в силу того, что просто не могут оторваться от них. Они понимают, что фильм плохой, но активно противодействовать этому (взять и выключить) не могут.
Поэтому крайне важно, чтобы до этого возраста ребенок не встречался с грязью. В период подросткового переходного возраста у человека в душе такая новая способность противодействовать злу появляется. Конечно, не все взрослые развивают в себе эту способность, но она есть.
Поэтому можно говорить, что взрослые смотрят фильмы ужасов по своей какой-то внутренней потребности. Потребности бывают разными.
Самая простая потребность – любопытство. Но любопытство быстро удовлетворяется, поэтому здесь речь идет скорее не о том, что полезно ли смотреть (то есть постоянно), а о том, что полезно ли посмотреть (один, два раза). На вопрос «Полезно ли посмотреть фильм ужаса один или несколько раз?» можно дать ответ, что кому-то полезно, кому-то нет.
Кому-то одноразовый просмотр фильма будет чем-то вроде прививки. Посмотрел, увидел, что там ничего хорошего нет, и теперь в течение всей жизни у человека не будет потребности смотреть фильмы ужасов. Но раз это прививка, то надо соблюдать и законы, по которым совершаются прививки.
Первое правило гласит, что прививка не делается человеку с ослабленным иммунитетом, человеку болезненному или недавно перенесшему болезнь. Иначе есть опасность серьезно заразиться этой болезнью. Также и с фильмами.
Даже однократный просмотр фильма для духовно не крепкого человека может быть вредным.
Потребность же смотреть (то есть постоянно, периодически) фильмы ужасов появляется в том случае, когда картина мира, рисуемого в этих фильмах, очень близка с мироощущением зрителя.
Может быть, такому человеку не опасно смотреть такие фильмы? Чтобы ответь на такой вопрос, приведу аналогию. Просмотр фильмов ужасов по своей сути можно сравнить с курением. Да, очевидно, что детям и не курящим курить очень вредно.
А самому курильщику, может быть, курение не так вредно? Увы, и курильщику курение не приносит ничего хорошего, один вред.
Человек, который видит мир в черных красках, с картиной мира из фильмов ужасов – глубоко духовно больной человек. Об этом состоянии можно сказать словами Евангелия: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Матф. 6, 22-23). В таком состоянии человек не сможет достигнуть счастья. В таком состоянии человеку трудно создать нормальную семью, а уж тем более хорошо воспитать детей. Можно сказать даже больше: в таком состоянии души люди долго не живут.
Самоубийство, алкоголизм и наркомания уносят всех, кто заражен этой болезнью.
«Да, что вы сгущаете, краски? У меня в душе вовсе нет никаких кошмаров, просто хочется иногда для разнообразия посмотреть фильм. Я не наркоман и не алкоголик.
Я уже зрелый человек, мне от просмотра этого фильма ничего не будет! Мне хочется иногда пощекотать себе нервы». Действительно степень болезни бывает разная. Но смотреть интересно только то, что созвучно твоей душе, и, значит, болезнь в тебе уже есть.
Тогда надо ставить вопрос так: «Просмотр фильмов ужасов укореняет твою болезнь или избавляет от нее?»
Есть еще один вариант потребности смотреть фильмы ужасов – научный. Например, человек исследует эту область киноискусства. Если он смотрит фильмы без сочувствия к ним, то вред от фильмов будет гораздо меньше. Вред будет меньше, но назвать просмотр фильмов и в этом случае безвредным не назовешь.
Вот один пример. Одной моей знакомой в советское время приходилось делать сексологическую экспертизу всех ввозимых в Советский Союз фильмов, в том числе всех эротических и порнографических с целью их изъятия.
По признанию некоторых людей, участвовавших в этой экспертизе, после частого просмотра развратных фильмов даже без сочувствия к ним у них начинались расстройства в сексуальной сфере и изменения в отрицательную сторону внутри семьи. Действительно, у святых отцов есть образ.
Если в кувшин часто наливают и выливают нечистоты, то постепенно сосуд пропитывается их запахами, как будто он постоянно наполнен ими.
Выводы
Просмотр фильмов ужасов смертельно опасен для души ребенка. Взрослым смотреть эти фильмы в большинстве своем не полезно. Полезным иногда может быть разовый просмотр, вызвавший у зрителя эффект прививки от этих фильмов. Даже при просмотре этих фильмой без сочувствия к ним, надо быть крайне осторожным.
Протоиерей Илья Шугаев
Источник: http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/protoierej-ilya-shugaev-mozhno-li-pravoslavnomu-cheloveku-smotret-filmi-uzhasov/