Духовные родители, или восприемники, – как их выбирают
С рождением младенца перед каждой семьей встает непростая задача выбора крестных для чада. Скажем сразу: универсального рецепта тут нет. Подводные камни кроются, как ни странно, в человеческих взаимоотношениях между будущими крестными и самими родителями. Главный же принцип, которым следует руководствоваться – чувство такта и сохранения мира в семье.
С позиции церковных правил
Приводимую ниже информацию излагаем по Настольной книге священно-церковнослужителей Сергия Булгакова (ч II. 1913 г., репринтное издание 1993 г.)
Крестными вправе быть ближайшие родственники (даже бабушки и дедушки), но не родители. Так, отец с дочерью, брат и сестра вполне могут стать восприемниками. У разных детей в одной семье восприемниками могут быть даже супруги. Совершенно не обязательно одновременное наличие как крестного отца, так и крестной матери: достаточно единственного восприемника (того же пола, что и крещаемый).
Препятствия. Нельзя становиться крестными: младенцам или недееспособным; супругам – для одного и того же крестника; родным матери и отцу — для собственных детей. Кроме того, невозможно крестному жениться на крестнице, и наоборот.
Что нельзя делать, хотя каноны и не запрещают: ряд вопросов, в которых Церковь делает скорее попущение, чем признает правильным.
1. Чаще всего возникающая житейская проблема: могут ли крестные впоследствии между собой вступать в брак? Церковная традиция отвечает отрицательно. Однако документы ее не подтверждают! Дважды – в 1810 и 1837 годах – Святейший Синод высказывался по этому поводу следующим образом: «пункт (Номоканона – ред.
) весьма сумнителен, потому что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно». Никто этот документ не отменял, но как руководство к действию его трактовать, наверное, не совсем верно.
Правильнее сформулировать вывод следующим образом: если молодые поженятся, а потом выяснится, что они прежде еще и крестили одного ребенка, пусть живут с миром.
И, конечно, не стоит забывать о житейском благоразумии: не стоит приглашать в крестные пару, которая в дальнейшем теоретически может выказать стремление заключить семейный союз. Ведь заботы о совместном крестнике – благодатная почва для серьезных чувств между юношей и девушкой.
2. По постановлению Синода 1844 года, монашествующим быть восприемниками запрещено. На практике же это положение никогда не соблюдалось, хотя нарушения и не носили массового характера.
3. Крещение без восприемников возможно только ради «страха смертного», то есть в обстоятельствах близкой кончины. При сходных условиях как исключение допускается восприемник не православного вероисповедания, если он способен прочитать православный Символ веры.
4. Заочные крестные не допускаются, хотя прежде члены императорской фамилии нередко становились крестными, не присутствуя на Таинстве крещения очно. Очевидно, сейчас подобная практика приветствоваться не может.
В исключительных случаях, если такое произошло, обязанности крестного сводятся к молитвенному подвигу и устанавливают духовную связь между христианским обществом и тем местом, где крестнику приходится проживать.
Иногда подобной возможностью пользуются православные семьи, постоянно живущие за рубежом в иноверном окружении.
С житейской точки зрения
Не каждым родителям понравится вторжение в семью с поучениями и наставлениями, как воспитывать свое чадо. Кроме того, если одни семьи пребывают в Церкви, другие только тянутся к храму, не зная, с чего начать. От всего этого и зависит, какую главную роль предстоит выполнять крестным – молитвенников за детей или помощников в воспитании.
В этом плане отношение к крестным в обществе – едва ли не идеальное зеркало национального характера. В Греции восприемник – полноправный член семьи, в Молдавии он – скорее помощник, в Грузии – молитвенник, ну а на Руси – и помощник, и молитвенник.
Видимо, разумнее всего выбирать крестных из близких к семье людей, сообразуясь с их характером и имея ясное представление о роли в воспитании вашего ребенка.
Резюме
Ищите внушающего доверие молитвенника!
Если понравившийся кандидат откажет – не расстраивайтесь, не переставайте искать, в том числе и среди духовенства. В воспитании чада священнослужитель может не принимать участия, а вот молитвенника за свою душу ребенок обретет. Непростительно, когда родители откладывают крещение своего ребенка из года в год по причине поиска «достойных» крестных!
Историческая справка
Один хорошо, а два лучше?
Институт восприемничества существует в Церкви с древности. О поручителях упоминает еще Тертул¬лиан (II в.). Участие поручителя в Крещении зафиксировано 45 (54)-м правилом Карфагенского Собора (419 г.): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию».
По обычаю древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник одинакового пола с крещаемым.
На Руси двойное восприемничество распространилось в XIII в. Этой практике противодействовали святители митрополиты Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но позднее участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – более уже не встречало возражений со стороны церковной власти.
А как у них?
НАШИ РОДНЫЕ НАНАШИ, или Зачем нужны два десятка крестных
Грузия
В праздник Воздвижения Креста Господня около семи сотен младенцев приняли крещение в кафедральном соборе Самеба – Пресвятой Троицы. Их крестным стал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
Каждый крестник Предстоятеля получил в подарок свидетельство о Крещении и нательный крестик.
Это уже 45-е массовое крещение в Грузии (крестниками Католикоса могут стать третьи и последующие дети православных венчанных пар).
Первое массовое крещение младенцев Грузинским Первосвятителем состоялось 19 января 2008 года. Целью этой инициативы Католикоса-Патриарха Илии ІІ стало улучшение демографической ситуации в стране.
На сегодняшний день у Патриарха Илии 29 053 крестника, рождаемость увеличилась на четверть, а количество абортов снизилось вдвое.
Крестники Патриарха пользуются преимуществами при поступлении в духовные учебные заведения Грузии.
Молдавия
В крестные разрешается приглашать любое количество людей – до двух десятков человек.
Все они несут ответственность за духовное воспитание ребенка, но в свидетельство о крещении записываются только главные крестные – нанаши.
По традиции они считаются вторыми родителями: впоследствии венчают молодоженов, ведут их по жизни, крестят всех их детей и заботятся о них.
Греция
Два крестных отца или матери – это возможно. Но чаще крестный вообще один. Главное, чтобы брак был венчанным, а крестный, если он семейный человек, тоже жил в венчанном браке.
Поэтому в Греции зачастую можно увидеть, как в один день сначала венчаются родители и крестные, а потом уже крестят младенца.
В отличие от русской традиции, крестный становится настоящим членом семьи, а его дети – братьями и сестрами крестнику, то есть в дальнейшем они не смогут заключить брак.
У католиков
Соборы XIII–XIV вв. допускали двух крестных плюс одну крестную для крещаемого и двух крестных матерей плюс одного крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в.
Число восприемников младенцев из знатных семей в отдельных местах (например, в Венеции) нередко доходило до 20 и даже до 100, что обеспечивало детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил: крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать.
Диакон Сергий Правдолюбов
Семь раз отмерь
Из личного опыта
Крестившись в сознательном возрасте, я ответственно, как мне тогда казалось, подходил к выбору собственных крестных. В восприемницы позвал регентов церковного хора (одна, с правого клироса, отказалась, другая – с левого – согласилась). В восприемники – преподавателя, тогда алтарника одного из подмосковных храмов, хорошо знавшего меня со старших классов.
Крестины прошли замечательно. В последующем и к крестному, и к крестной в особенно затруднительных ситуациях приходилось обращаться неоднократно. Чаще они советовали не то, что я внутренне желал услышать, причем иногда – вещи противоположные. В подобных случаях приходилось, прислушиваясь к голосу совести, принимать собственное решение.
Постепенно это воспитывало самостоятельность. Так продолжалось до тех пор, пока в одном из подобных эпизодов – когда умирала родная мама – я с крестной не разругался по телефону вдрызг. С того момента больше с ней не общался.
Крестный же – ныне известный московский протоиерей – теперь среди моих фейсбучных френдов, но благодарен я ему, конечно, не за это, а за его горячие молитвы.
Крестных же для собственных детей мы с женой подбирали на приходе.
У сына ими стали обеспеченный бизнесмен (некогда входивший в десятку богатейших москвичей, но после нескольких кризисов основательно «подешевевший») и интеллигентная пенсионерка, любящая интересные заграничные вояжи с собственным супругом.
Думаю, они молятся за крестника как умеют – зато вот в самокатах, электромобилях, настольных хоккеях и т.п. наше подмосковное жилье уже несколько лет благодаря им обоим недостатка не испытывает. Что тоже, в принципе, неплохой вариант.
Когда же настала очередь дочки, мы немного сменили тактику. Крестной этого ребенка стала молодая матушка – регент церковного хора и супруга занимающего важный чин в церковной иерархии московского священника.
Увы, сама многодетная мать, она с трудом находит время на собственных пятерых детей, и с крестницей встречается по очень большим праздникам.
А крестный отец… Вот пишу этот текст и судорожно вспоминаю: а кто же он? Наверное, жена напомнит.
Прекрасно отдаю себе отчет: описанные примеры – далеко не худшие случаи, а некоторые из них, возможно, достойны красивой, «белой» зависти. Какова же мораль? Скрупулезно и тщательно, буквально по семь раз отмеряйте, прежде чем предложите кому-то стать восприемником при святой купели.
…А моей собственной крестной надо все-таки позвонить. Наконец-то пора помириться.
Дмитрий Анохин
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/krestnyj-ty-mne-nuzhen/
Можно ли жениться крестным родителям?
Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.
Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина).
В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.
Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).
Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»
(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).
Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:
«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»
(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).
(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)
По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:
«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»
(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.
Анатолий Баданов администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»
Источник: http://dishupravoslaviem.ru/mozhno-li-zhenitsya-krestnym-roditelyam/
Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка?
Своим мнением по поводу проекта документа «О церковном браке» делится священник Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка Старооскольского района Белгородской области.
Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.
Священник Максим Горожанкин
Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.
Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне.
Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников.
Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.
А как же загс?
По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:
«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».
Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.
Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации.
Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день.
Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?
Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.
Крестный — один
Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.
Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.
Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».
Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.
Православный брак — понять суть
Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа.
Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».
) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.
Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.
Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.
Источник: https://www.pravmir.ru/mozhno-li-vstupat-v-brak-krestnyim-odnogo-rebenka/
Можно ли жениться кумовьям православным
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.
Почему нельзя жениться на куме
Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе.
Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема.
Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.
Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.
Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела.
Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.
Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.
Можно куму жениться на куме
Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».
Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!
Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом.
Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии.
Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.
Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:
- между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
- крестной, крестником и отцом ребенка.
Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.
Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-zhenitsya-kumovyam-pravoslavnym/
Может ли кум жениться на куме?
Иерей Тимофей Куропатов
Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.
Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.
Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.
Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?
Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение.
Если при императоре Юстиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг.
в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими».
Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.
К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные).
«Правило 209.
…О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются.
Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго
степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».
Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года — Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).
Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.
Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.
Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут.
Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви.
И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного.
Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола — муж-воспри¬емник; если женского — только восприемница».
Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно».
Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.
Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?
В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.
«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости.
Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.
), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев.
Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.
Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.
) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти».
(Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).
«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство).
Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца.
Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства.
Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).
Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача — научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) — не имеет никакого значения.
- Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.
- А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.
- И напоследок
- Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.
Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов — «духовное родство».
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства.
Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все.
Все остальные случаи — дозволительны.
Источник: https://hram-oskol.ru/mozhet-li-kum/
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. Возможен ли брак между мной и сыном моей крестной матери, если мы любим друг друга? / Православие.Ru
Я прошу прощение за мои возражения, хотя они скорее не мои, а моей крестной матери. Вот она упорно пытается мне доказать, как, впрочем, и ее муж, что все-таки такая ситуация не в мою пользу.
Видите ли, вся их семья служит в церкви уже в котором поколении, люди они знающие и во всем разбирающиеся. Это вот я такая неученая пытаюсь разобраться.
Вы вот считаете, что брак между мной и их сыном вполне возможен, если мы любим друг друга? Это не будет нарушением каких-либо канонов?
Очень прошу ответить на вопрос, мне это очень надо!!!
Спасибо ещё раз за терпение.
Вопрос, заданный вами, весьма серьезен, поэтому необходимо точно руководствоваться церковными правилами.
VI Вселенский (Трулльский) собор в 53-м правиле определил: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы увидели, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: определяем, дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо.
Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодествующих». Других соборных постонавлений нет.
Епископ Никодим (Милош) так толкует решение Трулльского собора: «С течением времени на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови, установлены были и церковным, и гражданским греческим законодательством брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно. Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминается, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнеших степенях предоставлено законодательтвам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов» (Правила Православной Церкви, М.,2001, т.1, с.539 – 540). Приведенный комментарий касается византийского законодательства. Наша поместная Российская Церковь принятых в Византии запретов до 7-й степени не ввело, а в духе 53-го правила Трулльского собора установило два запрещения (Указ Святейшего Синода от 19 января/ 17 февраля 1810 г.): 1.восприемник не может взять в жены свою духовную дочь; 2.кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В.Булгакова (М.,1993, т.2) на основании принятых священноначалием постановлений делается вывод: «Таким образом, как плотские дети восприемников с самими воспринятыми, так и имеющие одних и тех же восприемников, между собою в родстве не состоят и потому могут вступать в брак» (с.1184, примечание 2).
Поскольку по этому вопросу возникли разногласия между близкими, было бы духовно полезно для окончательного решения вопроса обратиться в епархиальному епископу. Нужно также помнить, что согласно православной традиции, дети не могут вступить в брак без родительского благословения.
17 сентября 2003 г.
Источник: https://pravoslavie.ru/6184.html
О крещении и духовном родстве (андрей сигутин)
- Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым
- — Каков богословский смысл Таинства Крещения?
— Богословский смысл Таинства Крещения очень простой — соединение человека с Богом. Святитель Григорий Богослов писал: «Невоспринятое не уврачевано, но что соединяется с Богом, то и спасается».
Поскольку, по слову Дионисия Ареопагита, спасение — это обожение и ничего больше, об этом у него прямо сказано, следовательно, Крещение — это начало обожения. То есть, как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, Сам Христос входит в человека, подобно семени, и пребывает в нем.
А дальше, по слову блаженного Диадоха Фотикийского, эта благодать Божия, которая вошла в человека, помогает ему в деле обожения.
А значит, насколько простирается человеческое произволение, ровно настолько это произволение укрепляется благодатью Божией, поскольку сам человек совершенно изменить себя, переквасить себя в нового Адама не может. Все это делает благодать Божия, которую мы получаем в крещении.
Если прислушаемся к словам святого праведного Николая Кавасилы, то поймем, что, по сути, благодать Божия сама спасает человека, сама просвещает и обоживает его. А дело человека заключается лишь в том, чтобы не мешать этой благодати. А что значит не мешать благодати? Не грешить.
Всякий наш грех — это попытка закрыть себя от благодати, «скинуть с головы венец, погасить тот огонь, который зажег Господь…» А борьба с грехом требует от человека постоянных усилий. Поэтому совершенно неразумно говорить, что достаточно принять Таинство Крещения и больше ничего не делать.
Это значит, что мы пустим в свою жизнь, в самого себя Бога и скажем: «Господи, посиди там где-нибудь у нас на задворках, а я этим временем буду решать какие-то свои земные задачи: поле куплю, волов, жену найду. Отсюда и все проблемы. Читая Евангелие, мы видим: притчи Спасителя как раз об этом и говорят. Например, притча о талантах.
Талант можно развить, а можно зарыть в землю. Что за это ждет — известно. Тот, кто примет Таинство Крещения и ничего не будет делать, как раз уподобится тому человеку, который зарыл талант в землю. Опять же, притча о брачной одежде: хозяин пира пригласил гостей, и пришел туда человек без брачной одежды, и его выгнали во тьму кромешную.
Это становится особенно понятно, если вспомнить древний обычай: богатый человек, приглашавший на пир знакомых, дарил каждому брачную одежду. Смыл притчи становится сразу понятен: я тебе одежду подарил, а ты ее куда-то дел. Это прямая аналогия с Таинством Крещения. И соответственно, становится понятна та роль, которая отводится крестным.
— Как выбирать крестных и почему их называют еще «восприемниками»?
— Восприемниками их называют потому, что они воспринимают ребенка от купели. То есть по основному действию, в момент которого человек становится крестным, его и называют восприемником.
Дионисий Ареопагит пишет, что крестный подобен духовнику, это наставник духовной жизни.
Но как может наставить в духовной жизни тот, кто сам ее не ведет? Крестный отец или мать, соответственно, должны учить ребенка духовной жизни, для этого сами должны ее вести, знать ее, разбираться в ней. Иначе смысла в их восприемничестве никакого не будет.
По этому признаку и надо выбирать крестных: чтобы это были люди, которые реально могли, как минимум, молиться за восприемников, и крайне желательно, чтобы они могли давать какие-то советы по духовной жизни, помогать родителям.
И хотя понятно, что в наше время главные функции духовного воспитания детей все-таки лежат на родителях, но крестные, я бы сказал, — люди несколько внешние для семьи, соответственно, ребенку к ним будет гораздо легче прислушаться. Это не папа и мама, к которым ребенок уже привык, а какой то, может быть, более авторитетный человек. Дай Бог, чтобы крестные пользовались таким авторитетом у детей.
— Каковы обязанности крестных родителей по отношению к крестникам, крестников к восприемникам, а также кума и кумы друг к другу?
— Обязанности крестных родителей по отношению к крестникам — руководствовать их ко спасению, помогать им в этом деле. А обязанности крестников, соответственно, слушаться своих крестных, внимать их советам.
Между собой же крестные обязанностей никаких не имеют, поскольку, строго говоря, канонически нужен только один крестный, того же пола, какого и ребенок. мальчику обязательно необходим крестный отец, девочке — крестная мать. А восприемник второго пола, если будет — хорошо, а не будет его — не страшно.
Это просто сомолитвенник по сути своей, и основная обязанность по отношению к крестнику, конечно, лежит на восприемнике того же пола.
— Правда ли что восприемниками одного ребенка не могут быть монахи, супружеская пара и родители собственных детей?
— Монах вообще удаляется от мира. Следовательно, он не должен иметь никакого отношения к мирской жизни. Тем более, монах не должен заниматься воспитанием детей.
Потому что даже если говорить о древних монастырских традициях, то любой монах имел право покинуть монастырь при одном из трех условий: если игумен монастыря является еретиком, если в монастырь разрешен доступ женщинам и если при монастыре воспитываются дети.
одной из этих трех причин достаточно, чтобы монах совершенно законно и спокойно мог покинуть свою обитель. Поэтому заниматься воспитанием детей монахам все-таки негоже.
Если говорить о супружеской паре, то каноническое правило такого запрета на них не налагает, хотя бы потому, что, по сути, крестным является только один из представителей этой пары, тот, который соответствует полу ребенка.
А родители собственных детей никак не могут быть одновременно и крестными по той простой причине, что крестный входит в духовное родство как с ребенком, так и, соответственно, с его родителями.
И, скажем, родная мать ребенка не может ни при каких условиях выйти за крестного отца своего сына, а родной отец своей дочери никак не может жениться на крестной матери ни в каком случае, даже если он овдовел. Жениться на своей куме или выйти замуж за своего кума нельзя. Это канонически запрещено.
— До революции существовала практика заочных крестных. Если один из восприемников не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
— До революции много нехороших правил существовало… Крестные все-таки должны реально присутствовать.
— Некоторые священники учат, что согласно церковным законам, крестный не может быть мужем мамы мальчика, которого он крестил; а крестная не может быть супругой отца девочки, которую она крестила. Получается, что все остальное разрешено, например: кум и кума могут пожениться и повенчаться?
— Это не некоторые священники говорят, а каноническое право. Кум и кума могут пожениться и повенчаться. В 19 веке было разъяснение Святейшего Синода по поводу того, что это не возбраняется.
Хотя существует благочестивая русская традиция этого не делать, а брать крестную и крестного из разных семей… Но опять-таки, если мы обратимся к каноническому праву, то запретов на это не существует.
Это принцип народного благочестия, который можно соблюсти. Но если этот принцип будет нарушен, ничего страшного.
Источник: https://omiliya.org/content/o-kreshchenii-i-dukhovnom-rodstve.html
Можно ли выйти замуж за сына своей крестной?
Я уже полтора года встречаюсь с сыном моей крёстной. Сначала я не знала, что нельзя, но когда сказали, то было поздно, т.к. влюбились в друг друга и не знаем, что нам делать. Парень не верит в это всё и говорит, что мы не кровные родственники, а значит можно. Моя мама говорит, что нельзя нам быть вместе т.к.
его мама мне крёстная и могут родиться дети инвалиды, а я этого не хочу. Мы очень сильно друг друга любим, планируем свадьбу, детей, но я хочу здоровых детей. Была интимная связь. Цепляюсь за любую надежду, что всё у нас будет хорошо.
Помогите, пожалуйста, что нам делать, и правда ли, что нам нельзя, или всё-таки можно что-то сделать?
Добрый день. За всю историю Церкви вопрос о духовном родстве рассматривался соборно только единственный раз — на Трулльском (иначе Шестом) Вселенском Соборе.
Правило 53 Шестого Вселенского Собора:
Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.
Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень).
С течением времени греческим законодательством были утверждены брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно, на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови.
В Иосифовской Кормчей 17 века (то есть сборнике церковных и светских законов) есть глава «О сродстве еже от святаго крещения». На стр. 1207 есть схема, описывающая ваш случай.
Захария родил Георгия, крестил Ирину. Между Георгием и Ириной вторая степень родства и брак «не бывает».
В статье Отличия старообрядческого венчания от новообрядческого также можете ознакомиться со страницами из рукописи «О родстве и о его определении степеней в коих разрешаются браки, и в коих запрещаются», основанными на Кормчии.
И несмотря на то, что Номоканон (то есть та часть Кормчей, которая излагает церковные законы, принятые на Вселенских и поместных Соборах) не признает производных степеней духовного родства в качестве препятствия к браку, у вас с сыном вашей крестной вторая степень духовного родства.
Запрет на ваш церковный брак освящен авторитетом патриарха Иосифа, а именно местными постановлениями, принятыми в его время.
Понимаю, что расставание может проходить через сердечную боль, но чем позже, тем больнее вам будет. Возможно, одному из вас стоит переехать, для того чтобы оборвать общение. Пока вы еще молоды, время лечит, а новое окружение, новая работа и проблемы по обустройству могут чуть смягчить недостаток общения с близким человеком.
Церковные устроения выстроены не из «головы» какого-то человека, как и правила безопасности на авиа-транспорте, они написаны «кровью». Слишком многие «обожглись». Десять заповедей в Ветхом Завете и заповеди блаженства, церковные правила о строении семьи даны нам для предостережения: «не жги спички в детской — сделаешь пожар.
Не лезь руками в кипяток — обожжешься».
Вы говорите о сильной любви, но похоже, что пока речь идет о страсти: гормоны, близость и красота тела — всё это производит очень сильное впечатление, особенно вместе с привычкой.
Постарайтесь поговорить со своим духовным отцом, священником, которому Вы доверяете, молитесь, просите Божией помощи. Мои духовные советники рекомендовали молиться Псалтырь с покаянными молитвами.
Господь управит ситуацию и умирит ваши души.
Христа ради, не рискуйте будущим своей семьи и своих детей. Дай, Господи, Вам духовного разума и овладения страстями!
Источник: https://ruvera.ru/vopros/syn_kryostnoiy