Почему ватикан нельзя считать государством?

В тот октябрьский день 1962 года на площади перед ватиканской базиликой святого Петра было особенно шумно и многолюдно.

Гладко выбритые латинские прелаты и бородатые греко-католики, облачения самых разных цветов и обилие высоких угловатых белых инфул – головных уборов высшего католического духовенства. Кое-где можно было даже встретить старинные широкополые кардинальские шляпы с кисточками – галеро.

Впрочем, последние отживали свои последние годы. Вскоре их отменят, как и весь традиционный строй Римско-католической церкви. Начинался Второй Ватиканский собор.

На это мероприятие, ожидавшееся со времён незавершившегося «Первого Ватикана» 1869-70 годов и имеющее у католиков статус Вселенского собора, возлагались большие надежды.

Но, как и в XIX веке, когда был провозглашён откровенно еретический догмат о «непогрешимости» римских пап в вопросах веры и морали, оно породило множество споров и разделений.

В период итальянского рисорджименто, объединения Итальянского королевства, в 1870 году независимая Папская область пала, после чего более полувека Ватикан не имел юридического суверенитета. И только Муссолини решил «римский вопрос», возродив светскую власть пап и сам Ватикан как независимое государство.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Латеранские соглашения 1929 года между фашистской Италией и «святым престолом» наглядно продемонстрировали земные амбиции папства. Итальянское правительство выплатило Ватикану огромную компенсацию и заключило с ним очень выгодное для Римско-католической церкви соглашение – конкордат, в сильно усечённом виде сохраняющийся до наших дней и предоставляющий Ватикану немало преференций.

Казалось бы, сторонники сильной папской власти, ультрамонтаны, должны были ликовать. Так и было. Однако само ультрамонтанство, наиболее ярко выразившееся в деятельности знаменитого ордена иезуитов, было течением отнюдь не традиционалистским. В центр всего оно ставило папскую личность. По сути, именно это и заложило под Римско-католическую церковь либеральную мину замедленного действия.

Либеральная революция

Эта мина рванула в результате Второго Ватиканского собора, когда папы Иоанн XXIII и Павел VI воспользовались своей неограниченной властью ради утверждения идеологии либерального католицизма. Как и прежде – тоталитарной в вопросах папской власти и либерально-обновленческой в богословских аспектах.

Об этой победе либералов ярко и точно напишет участник и при этом самый последовательный критик Второго Ватиканского собора архиепископ Марсель (Лефевр), в итоге анафематствованный папой Иоанном Павлом II (с его сторонников и последователей, леферистов, анафемы были сняты папой Бенедиктом XVI):

Внутри Церкви отчаянно сражаются друг против друга два духовных направления – консервативное и либеральное…

Либералы в первую очередь силятся определить меру христианства, которую еще может выносить современное общество, чтобы затем попросить Церковь снизить эту меру…

Заговор либеральной секты против Церкви заключался в наступлении на Церковь силами её собственной иерархии, в её развращении вплоть до высших сфер Ватикана.

Архиепископ Марсель (Лефевр) в изданной на русском языке книге «Они предали Его» (в другом переводе «Они развенчали Его») детально продемонстрировал, как в ходе Второго Ватиканского собора произошёл самый настоящий либеральный переворот, «революция в тиаре и сутане». Как либералы сначала захватили соборные комиссии, отстранили епископов-консерваторов от разработки соборных документов и в итоге провели либерально-обновленческие постановления при помощи поистине тоталитарной папской власти.

Но что это были за постановления? И насколько они актуальны для нас, православных христиан? В этом важно разобраться.

В том числе потому, что в наше время, спустя чуть более полувека после Второго Ватиканского собора, в папистском духе действует Константинопольский патриарх Варфоломей.

Деятельность последнего, в том числе на Украине, является прямым следствием либерально-обновленческого и вместе с тем тоталитарного духа «Второго Ватикана».

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Константинопольский патриарх Варфоломей (слева) и лжемитрополит Епифаний. Petro Poroshenko/Globallookpress

Обновленческие реформы

Итак, основные реформы собора, проходившего в Ватикане со значительными перерывами с 1962-го по 1965 год, затронули тесно связанные друг с другом богословскую и литургическую сферы.

Так, на «Втором Ватикане» были подтверждены ранее принятые еретические, с православной точки зрения, учения: уже упомянутый догмат о папской непогрешимости (безошибочности) и догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

Также было принято либерально-экуменическое утверждение о том, что и вне Церкви «обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству».

По сути, это утверждение сводит католическую экклесиологию (учение о церковных границах) к еретическому учению о том, что существует множество «церквей», каждая из которых обладает своей «истиной» (хотя «полнотой истины», конечно, обладают только католики).

Между католиками и этими «церквами» вполне может устанавливаться молитвенное общение. В итоге же главное – подчиниться Ватикану.

Разумеется, католики-традиционалисты выступили категорически против подобных либеральных трактовок христианского богословия, но их уже практически никто не слушал.

На фоне утверждения «Вторым Ватиканом» откровенно либеральных постановлений о «свободе совести» и вообще о гражданских свободах католики-традиционалисты оказывались в положении тех, чьи свободы никому не интересны.

В итоге разработку соборной декларации Dignitatis humanae («Достоинство человеческой личности») возглавил друг Джона Кеннеди – американский либерал-иезуит Джон Кортни Мюррей. Вот как об этой декларации писал архиепископ Марсель (Лефевр):

Собор совершил беспримерное святотатство, постановив, что государство, освобождённое от обязанностей перед Богом, должно отныне быть гарантом того, чтобы никакой религии «не чинилось препятствий в свободном осуществлении её обрядов согласно своеобразию её учения, что будет способствовать сплочению общества и оживлению человеческой деятельности» (Dignitatis humanae, статья 4). II Ватиканский Собор приглашает нашего Господа принять участие в сплочении и оживлении общества вместе с Лютером, Магометом и Буддой! Сколь кощунственный и безбожный замысел!

Но куда более заметной стала «практическая» реформа – реформа литургическая. И этот момент для нас, православных христиан, также весьма актуален, поскольку доводы и действия католических либеральных обновленцев в литургической сфере на 100% повторяют доводы и действия обновленцев «православных».

Литургическая катастрофа

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Римо-католический богослужебный канон сильно отличается от богослужения Православной Церкви, хотя изначально также восходит к раннехристианской литургике. В этом отношении Западная и Восточная Церкви разделились задолго до Великой схизмы 1054 года, хотя сами по себе богослужебные отличия, пока они не затрагивали вероучительных вопросов, не являлись поводом к расколу.

На христианском Востоке западных христиан издревле именовали латинянами. Это связано с тем, что в богослужении Римско-католическая церковь с древности использовала «мёртвый» латинский язык.

Этот язык считался «сакральным», то есть языком римско-католической богослужебной традиции, хотя в тех же греко-католических, армяно-католических и тому подобных униатских церквах использовались национальные языки.

С одной стороны, понять тех простых католиков, которым древняя латынь не давала проникнуть в содержание богослужений, несложно.

С другой стороны, люди, живущие богослужебной жизнью, прекрасно понимали происходящее и редко требовали реформ.

Куда чаще к ним призывали либерально настроенные римо-католические активисты-миссионеры, для которых внешняя экспансия и прозелитизм куда важнее сохранения церковных традиций и даже Священного Предания.

В итоге Второй Ватиканский собор и в этом пошёл на поводу у либералов, изначально оговорив возможность переводов богослужебных текстов на национальные языки, однако это привело к фактическому запрету богослужений на латыни. Более того, в ходе реформы были очень сильно изменены многие тексты. Так, в частности, из них изъяли моменты, касающиеся традиционной для христианства критики иудаизма и иудеев.

Навязывание либеральной политкорректности вызвало резкое отторжение многих консервативно настроенных католиков, абсолютно убеждённых в том, что реформу проводили масоны (архиепископ Марсель (Лефевр) в своей книге уделяет этому самое пристальное внимание).

Но дальше – больше: «Второй Ватикан» инициировал не только текстологическую реформу, но и реформировал многие богослужебные чины. Одно из его решений звучало следующим образом:

Обряды, существо которых должно строго сохраняться, следует упростить: опустить то, что с течением времени стало повторяться или было добавлено без особой пользы. Напротив, кое-что из того, что со временем незаслуженно исчезло, надлежит восстановить по исконным правилам святых отцов, если это покажется уместным или необходимым.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Обновленческая католическая месса в день китайского нового года.  www.pravoslavie.ru

По сути, то же самое сегодня можно услышать и в околоправославных либерально-обновленческих кругах.

Мало кто выступает за полный отказ от традиций, а апелляции к раннехристианской, апостольской Церкви встречаются куда чаще, чем откровенный протестантизм восточного обряда (впрочем, протестанты тоже обычно апеллируют к древней Церкви, о реальных традициях которой мы знаем крайне мало). Итог – подмена христианского теоцентризма языческим антропоцентризмом и, как закономерное следствие, сегодняшние шутовские «мессы» с участием… клоунов.

Но и это ещё не всё: в погоне за мифическим «современным человеком» католических клириков заставили развернуть алтари на запад, лицом к молящимся. Абсолютному большинству верующих это не было нужно, но тем самым Ватикан в очередной раз продемонстрировал свою «прогрессивность». Вот только католические храмы после этого стали пустеть куда быстрее.

К слову, отец Станислав Мажейка, настоятель единственного в советское время московского католического храма Святого Людовика, до последнего отказывался «отвернуться от Бога».

Как и многие клирики, часть из которых (седевакантисты) после «Второго Ватикана» полностью порвали с Ватиканом, другие (лефевристы) – сохранили богослужебное поминание римских пап, но отказались им подчиняться, третьи составили «внутреннюю эмиграцию» в ожидании «консервативного папы».

И такой папа, Бенедикт XVI, вскоре появился. Вот только уж очень быстро его «ушли» на «покой», заменив либеральным папой Франциском.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Бенедикт XVI.  Frippitaun / Shutterstock.com

Казалось бы, ну и что нам, православным, до внутренних потрясений римо-католиков? Ответ очевиден: мы можем наступить на точно такие же церковно-исторические «грабли». Более того, нас к этому сегодня активно побуждают, в том числе некоторые «прогрессивные» представители духовенства.

Благо абсолютное большинство клириков и паствы Русской Православной Церкви далеки от либерально-обновленческих настроений. Однако, если приглядеться внимательнее, несложно обнаружить немало околоцерковных «форточек Овертона», из которых всё сильнее и сильнее «сквозит».

Правда, это уже немного «другая история», к которой мы обязательно вернёмся. Позднее.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/kak-liberaly-zahvatili-vatikan_220987

Ватикан: достопримечательности, папа римский, как добраться, интересные факты

Независимое город-государство Ватикан было основано согласно Латеранскому соглашению между итальянским государством и Римско-католической церковью в 1929 году. Располагается оно по правому берегу Тибра в западной части Рима.

Ватикан является самым маленьким государством в мире и в нем расположены все высшие органы управления римско-католической церковью, включая резиденцию папы римского. Его площадь составляет всего лишь 0,44 квадратных километра. Население многонационально и состоит из 1000 человек.

Название города-государства произошло от названия холма, на котором он находится – Vaticanus. По периметру территория Ватикана окружена средневековыми стенами.

Почему Ватикан нельзя считать государством? На самой территории находятся дворцовые комплексы, Ватиканские сады, картинные галереи, музеи и различные административные здания.Формально граница с Италией проходит через площадь святого Петра. Однако на местности она никак не обозначена. По принципу экстерриториальности некоторые объекты, расположенные на итальянской стороне принадлежат Ватикану. К ним относятся базилика Сан-Джованни ин Латерано, радиостанция Санта-Мария ди Галерея, летняя папская резиденция в Кастель-Гандольфо. Кроме того ряд учебных заведений также находится в подчинении Ватикана. Среди них Университет папы Урбана, основанный в 1927 году, Университет святого Фомы Аквинского, основанный в 1909 году, и ряд других.

Достопримечательности

Площадь и собор святого Петра

  • Рекомендуем экскурсию: весь Ватикан за 6 часов

Ежегодно в Ватикан приезжают тысячи туристов и паломников. Все они хотят получить папское благословение и увидеть своими глазами уникальные памятники архитектуры и истории. Двадцатипятиметровый египетский обелиск возвышается по центру самой большой площади Рима – площади святого Петра.

Почему Ватикан нельзя считать государством? ????????ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ ИНСТАГРАМ???????? Почему Ватикан нельзя считать государством?

Размеры площади составляют 340 на 240 метров. Уникальным памятником эпохи Возрождения на площади является одноименный собор святого Петра, построенный по проекту Донато Браманте.

Колоннада вокруг площади из 284 колонн была создана Джованни Лоренцо Бернини. Фасад собора спроектировал Карло Мадерна. Венчает собор святого Петра творение Микеланджело Буанарроти. Собор св.

Петра был признан величайшим творением мировой архитектуры.

Советуем: Подняться на купол собора святого Петра на рассвете

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Дворцы Ватикана образуют крупнейший музейный комплекс в мире. В их многочисленных галереях, выставочных залах, внутренних двориках находятся бесценные произведения искусства.

Это богатство собиралось на протяжении многих веков каждым римским понтификом.  В библиотеке Ватикана хранится богатейшее собрание книг и древних манускриптов.

В Сикстинском зале находится рукописная Библия, датированная 4 веком.

29 сентября 2019 года папа Франциск открыл на площади памятник мигрантам, находится он в левой части около колоннады.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Сикстинская капелла

 Сикстинская капелла была построена архитектором Дж. де Дольчи в конце 15 века по приказу папы Сикста IV. Изнутри купол капеллы расписан знаменитыми фресками Микеланджело, являющимися яркой достопримечательностью Ватикана.

Источник: https://Italy4.me/lazio/vatikan/stato-della-citta-del-vaticano.html

VIP-опрос: считаете ли вы Ватикан государством?

13 мая 1871 года, по прошествии восьми месяцев со взятия Рима, Италия попыталась ограничить полномочия Ватикана: эта область была включена в Италию, и влияние Папы Римского не могло выходить за рамки Святого Престола.

Тем не менее позднее Ватикану был присвоен статус государства внутри государства, или статус анклава. Однако можно ли считать католический Ватикан независимым государством и государством в принципе? Diletant.media выяснял у экспертов.

Алексей Юдин, ответственный секретарь Католической энциклопедии

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Святой Престол — это субъект международного права. Ватикан — это город-государство. Анклав, приклав, недоклав — это уже другой вопрос.

Я нахожусь в России, и в России восприятие Ватикана занижено, мы его никак не воспринимаем. Европа же, в силу европейской истории, воспринимает его как отдельное государство.

Что такое государство с европейской точки зрения — это вопрос. С нашей же точки зрения — это вообще не вопрос.

Алексей Муравьев, востоковед, религиовед

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Здесь существуют разные способы ответить на этот вопрос. Политически и юридически альтернатив никаких нет с политически и юридически независимым государством.

Если говорить с практической точки зрения, то, конечно, это не независимое государство, потому что исторически это Папская область, и что это тогда за государство, главный смысл которого является не столько самостоятельная политика, сколько религия? По этой причине Ватикан вообще является церковным центром, который таким способом защищается от давления политических режимов в Италии. Исторически так сложилось, что Папская область позиционирует себя так. Если мы уважаем международное право, то нам придется этот статус признать.

Сергей Обухов, зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций

Почему Ватикан нельзя считать государством?

С формально-правовой точки зрения Ватикан — независимое государство, тем более, формально он обладает всеми его атрибутами.

Другое дело, что реально независимых государств сейчас в мире существует очень мало: я имею в виду глобальную политику по уничтожению национального суверенитета в рамках процесса глобализации по-американски.

В этом плане говорить о независимой позиции Ватикана сложно: он встроен во все глобальные процессы.

Виталий Милонов, депутат Законодательного собрания Петербурга

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Конечно! Причем гораздо более уважаемым, чем другие государства по соседству (не беру в расчет Италию). Оно не по всем параметрам государство, но государство по духу.

Особенно, если брать такое важнейшее, существенное для государства понятие, как суверенитет, то Ватикан, безусловно, можно считаться суверенным государствам, поскольку не подчиняется тем жутким тенденциям, которые царят вокруг него.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/28906970/

Дуче над городом: как Муссолини подарил папству Ватикан

В полдень 11 февраля 1929 года в Папском зале Латеранского дворца представитель римского папы Пия XI кардинал Пьетро Гаспарри и глава правительства Италии Бенито Муссолини подписали «Договор между Святым Престолом и Италией» и «Конкордат между Святым Престолом и Италией».

Соглашения начинались словами: «Во имя Святой Троицы», довольно непривычными для политического лексикона ХХ века. Муссолини считал это разумным компромиссом: ему удалось подольститься к чопорным иерархам церкви. Пускать их в большую политику он не намеревался.

«Известия» разбирались в событиях 90-летней давности, приведших к появлению на карте самого маленького государства мира — Ватикана.

Престарелому Гаспарри церемония далась непросто. А Муссолини выглядел победителем. Когда они скрепили договор подписями, кардинал не без угодливости преподнес главе правительства золотое перо, которым только что поставил свой автограф в историческом документе.

В тот день они провозгласили Ватиканское государство — 44 га земли, находящиеся в исключительной юрисдикции папы, с правом посылать и принимать дипломатические представительства и другими атрибутами суверенитета.

Святой Престол получил 750 млн лир наличными и 1 млрд лир в 5-процентных итальянских государственных бумагах в качестве компенсации за церковную собственность, национализированную в 1870 году. Сумма немалая.

Правда, на первой стадии переговоров папа требовал 4 млрд.

Конкордат официально придал католицизму в Италии статус единственной государственной религии. Государство наделило духовенство правами в области регулирования брачно-семейных отношений. 10 церковных праздников и воскресенья были объявлены нерабочими днями.

По такому случаю на площади святого Петра была отслужена благодарственная месса. Пий XI раздавал благословения из окна своего дворца. Cреди молящихся можно было увидеть и старшую дочь Муссолини — Эдду. Сторонники почтенных традиций — а их в Италии было немало — торжествовали. Для них это был праздник.

Причем праздник с долгой предысторией.

Раскаявшийся атеист

Противоречия между Ватиканом и итальянским государством проявились вскоре после провозглашения независимой Италии в 1870 году. Папа потерял статус «хозяина Рима», а Папская область прекратила существование. Противостояние — весьма острое — продолжалось полвека.

Католическая церковь считала присоединение Ватикана к итальянскому королевству аннексией. Экстерриториальный статус Ватикана и закон о папских гарантиях они не признавали — ведь эти акты были приняты без согласования с его святейшеством. В возмущении папа Пий IX провозгласил себя «ватиканским узником».

С тех пор и до 1929 года сгладить противоречия не удавалось.

Муссолини не был религиозным человеком. Даже в детстве он неохотно посещал храм — редкость для набожной Италии. Проникновение религии во все сферы жизни полуострова раздражало молодого Бенито — истого социалиста. В начале ХХ века итальянские вольнодумцы зачитывались памфлетом с броским названием «Бога нет». Его автором был Муссолини.

«Бог не существует. Религия с научной точки зрения — абсурд, на практике это безнравственность, у людей это болезнь», «Все священники, без исключения, приносят вред» — на такие заявления молодой Муссолини не скупился. Правда, с годами он отказался не только от антиклерикализма, но и от многих других убеждений, свойственных ему в юности.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Global Look Press

Глава правительства Италии Бенито Муссолини читает текст Латеранских соглашений. 11 февраля 1929 года

Не был ревностным католиком и король Виктор Эммануил III — сугубо светский государь, который, впрочем, к времени «марша на Рим» Муссолини и его чернорубашечников стал фигурой по большей части декоративной.

Многие епископы еще с начала 1920-х годов поддерживали Муссолини, опасаясь усиления левых. Да и для большинства простых итальянцев голос Церкви по-прежнему звучал внушительно. К тому же и католическая Народная партия еще имела вес в парламенте и считалась антифашистской. До середины 1920-х годов содействие церкви было решительно необходимо лидеру фашистов.

Его антирелигиозные памфлеты больше не переиздавались и даже не упоминались. Фашистская пресса стала представлять своего вождя добродетельным христианином. Муссолини демонстративно окрестил детей и даже обвенчался с супругой. Всё это широко освещали газеты.

«Мой дух глубоко религиозен. Религия является громадной силой, которую надо почитать и защищать. Поэтому я против антиклерикальной и атеистической демагогии, это всё устаревшие трюки.

Я утверждаю, что католицизм — это великая духовная и моральная сила, и надеюсь, что отныне взаимоотношения между итальянским государством и Ватиканом будут вполне дружественными», — заявил Муссолини в одном из первых интервью после прихода к власти.

Вскоре дуче объявил вне закона масонство, освободил духовенство от налогов и пытался спасать от банкротства католические банки. Одновременно под давлением оказались протестанты и мусульмане. Под влиянием Муссолини политики, включая короля, начали принимать участие в богослужениях.

В ответ Церковь стала союзницей фашистской партии на многих фронтах. Во-первых, Пий XI запретил своим духовным чадам поддерживать социалистов и коммунистов. Можно вспомнить и кампанию за повышение рождаемости, и борьбу с «негритянской» модой на танцевальные шоу, и отношение к православным церквям в Палестине, Албании, Греции…

В государственных учреждениях повесили распятия, в школах ввели обязательные уроки закона Божьего, в армию вернулись капелланы. В «Доктрине фашизма» Муссолини так сформулировал свою программу отношения к вере: «Фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, как его созерцает и к нему взывает наивное и примитивное сердце народа».

Пришла пора «разрубить узел противоречий».

Почему Ватикан нельзя считать государством?

 vaticanstate.ru

Границы Ватикана в соответствии с Латеранскими соглашениями

Переговорный процесс начался с секретных встреч Муссолини с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Гаспарри. С мая 1926 года переговоры проходили регулярно — и уже без особой секретности. У Муссолини имелись тайные соглядатаи в ближнем кругу понтифика.

Он знал о папе и членах Римской курии гораздо больше, чем им хотелось бы… Антифашистски настроенные ветераны католической Народной партии опасались сближения Ватикана с Муссолини. Опасались, прежде всего, за судьбы Святого Престола. К тому же, муссолиниевская Италия оставалась монархией.

И в 1920-е годы — еще не вполне номинально. Что фашисты продержатся у власти два десятка лет, многим вряд ли представлялось реальной перспективой. А король Виктор Эммануил был верен антипапским традициям королевского дома — и принял соглашения только после долгих уговоров и скрепя сердце.

Больше двух лет потребовалось сторонам, чтобы прийти к подписанию пакта.

Стратегическое партнерство

Флиртом с Ватиканом Муссолини подготовил общество к своей решительной победе на плебисците 24 марта 1929 года, который легализовал диктатуру фашистской партии. Больше 90% итальянцев одобрили гегемонию Муссолини. Без поддержки католической церкви ему непросто было бы получить такой результат.

И вот Муссолини получил лавры великого стратега, примирившего церковь с государством. 50 лет политики и церковники не могли найти общий язык, а у дуче получилось.

В националистическом мировоззрении зрелого Муссолини бесконфликтно уживались языческие и католические мотивы. Он гордился достижениями древних римлян, использовал в пропаганде римскую — языческую по сути — символику.

В то же время говорил о «католической миссии» итальянского народа, связывая мировое распространение христианства исключительно с Римом.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

commons.wikimedia.org

Папа Римский Пий XI

Но вскоре после подписания желанных соглашений Муссолини снова изменил свое отношение к Ватикану. Он вполне резонно счел, что поддержка верующих итальянцев и так у него в кармане — и теперь следует окоротить потенциального конкурента.

Муссолини заявил, что отныне церковь подчинена государству и не должна действовать вопреки воле правительства. Ватикан отреагировал нервно. Уже в 1931 году папа выступил с осуждением фашистской клятвы на верность дуче, которую подданные короля Виктора Эммануила давали с шести лет.

На некоторое время церковь вступила в «борьбу за умы» с Муссолини.

Столкнувшись с твердостью дуче, Пий XI предпочел восстановить с ним добрые отношения. Но Муссолини уже принял решение. В конце концов он закрыл многочисленные католические молодежные клубы. Отныне опекать молодежь можно было только с фашистских позиций.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

commons.wikimedia.org

Король Италии Виктор Эммануил III

11 февраля 1932 года, в третью годовщину подписания Латеранских соглашений, папа пригласил Муссолини на личную аудиенцию в Ватикане. Недавний революционер картинно преклонил колена и поцеловал руку папы, а тот, как радушный хозяин, провел его по собственной библиотеке. Но это была лишь символическая демонстрация.

На прилавки книжных магазинов вернулись «еретические» романы в ярких обложках. А главное, фашистская партия не отдала под контроль клерикалам систему образования. Словом, роман Ватикана и Муссолини оказался скоротечным. Но в феврале 1929 года сотням тысяч итальянцев казалось, что сотрудничество государства и церкви в Италии будет долгим и взаимополезным.

Затянувшиеся итоги

Папа Пий XI считался сторонником Муссолини. Несколько раз он даже назвал диктатора «посланцем Провидения», «охраняемым Богом».

Будущий диктатор еще в 1922 году приветствовал избрание кардинала Акилле Ратти на папский престол — став римским епископом и главой самой многочисленной деноминации христианства, Пий XI не забыл о тогдашней поддержке.

Ему не раз приходилось идти против мнения большинства паствы, защищая Муссолини и его чернорубашечников. Многие католики симпатизировали левым, а кровавые расправы над политическими противниками фашистов вызывали протест тех самых «простых итальянцев».

Ватикан во всех случаях сохранял радикальную «антибольшевистскую» линию. Достаточно упомянуть, что папа фактически обрек на изгнание лидера католической народной партии Луиджи Стурцо, который оставался непримиримым противником фашизма. Народная партия, опиравшаяся на церковные приходы, долго оставалась в оппозиции к режиму дуче.

Случалось, что Ватикан одергивал своих верных прихожан, наставляя их на путь лояльности по отношению к фашистскому государству. А Стурцо в конце концов оказался в вынужденной эмиграции. Он критиковал Латеранский пакт, потому что не верил в искренность Муссолини. Изгнанник был убежден, что властолюбивый дуче заманивает католиков в ловушку.

Нашлись критики соглашений и среди фашистов, но, следуя партийной дисциплине, они смирились с решением вождя.

Советский Союз, как и итальянские левые, реагировал на соглашения категорично: католическая церковь объединилась с чернорубашечниками, чтобы противостоять волне протеста итальянских трудящихся. В такой постановке вопроса был резон. Вскоре после Латеранских соглашений Муссолини удалось укрепить свою власть, надолго исключив из политической жизни потенциальных соперников.

Современная Италия мало чем напоминает муссолиниевскую. Да и католицизм за последние полвека, после Второго Ватиканского собора, изменился сильнее, чем за несколько предшествующих столетий.

Но соглашения, подписанные 90 лет назад, до сих пор остаются основой взаимоотношений итальянского государства и Ватикана. После войны парламентские комиссии не раз ломали головы над пересмотром пунктов, но система устояла.

Только статус «государственной религии» в 1984 году упразднили, а еще раньше — в 1969-м — депутаты узаконили разводы, что тоже было нарушением условий Конкордата.

Но в основном Латеранские соглашения действуют и в наше время. И государство Ватикан по-прежнему существует. А значит их подписание имело отношение не только к переменчивой политической конъюнктуре. Хотя многие страницы своей истории времен Муссолини современный Ватикан наверняка предпочел бы стереть.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Источник: https://iz.ru/843151/arsenii-zamostianov/duche-nad-gorodom-kak-mussolini-podaril-papstvu-vatikan

Ватикан — это загадочное государство, являющееся изюминкой Рима. История Ватикана и его достопримечательности

Почему Ватикан нельзя считать государством?

  • 20 Ноября, 2018
  • Направления
  • Диана Алекс

Пожалуй, каждому известно, что Ватикан — это оплот римско-католической церкви. Государство Ватикан является анклавом на территории Италии. Это самая маленькая признанная организация политической власти. Ее территория составляет всего 44 квадратных километра внутри западной части Рима, но ошибочно считать, что Ватикан — это Рим. Со всех сторон его защищает средневековая оборонительная стена.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

История создания

Что такое «Ватикан»? Город расположен на холме Vaticanus, откуда и произошло название этого удивительного государства-города. Во времена Древнего Рима эта территория не была заселена, так как место считалось священным. Во времена императора Клавдия здесь устраивались цирковые представления.

Именно на территории современного Ватикана, как гласит предание, было погребено тело принявшего мученическую смерть при правлении императора Нерона одного из двенадцати апостолов – Петра. В 326 году на этом месте по приказу императора Константина, объявившего христианство государственной религией, воздвигли базилику.

На ее месте в XVII веке построили великолепный собор Святого Петра.

В VIII веке было образовано Папское государство, которое охватывало значительную часть территории Апеннинского полуострова. Но Папское государство было ликвидировано итальянским королевством в 1870 году.

В своем современном виде город Ватикан возник 11 февраля 1929 года согласно с Латеранскими соглашениями, заключенным Святым Престолом во главе с папой Пием XI с правительством Бенито Муссолини.

Почему Ватикан нельзя считать государством?

Латеранские соглашения

Следовательно, Ватикан — это государство-город, возникший по Латеранским соглашениям Пия XI и Бенито Муссолини.

Латеранские соглашения состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата (договор между папой римским и государством, которое регулирует правовое положение Римско-католической церкви).

Договор признает католицизм единственной государственной религией, светский суверенитет Святого Престола, суверенный статус Ватикана, управляемого Святым Престолом.

Таким образом, Ватикан — это в Италии.

Государственное устройство

Источник: https://gkd.ru/441996a-vatikan—eto-zagadochnoe-gosudarstvo-yavlyayuscheesya-izyuminkoy-rima-istoriya-vatikana-i-ego-dostoprimechatelnosti

15 исключительных фактов о Ватикане, которые как будто придумал Дэн Браун

  • 9 странных фактов о происхождении вещей, которые мы носим каждый день (Лифчики раньше надевали на маленьких детей)
  • 9 деталей внешнего вида, которые могут испортить впечатление о нас за долю секунды
  • Рассказ о том, что порой рядом с нами живут великие люди, а мы об этом и не подозреваем
  • 18 доказательств того, что у мужчин логика и юмор — часто одно и то же
  • «Взрослая женщина не притворяется девочкой и не прячется в материнство». Сильный текст о том, как важно принимать свой возраст
  • 17 неисправимых романтиков, которые точно знают, как поразить свою вторую половинку
  • Девушка всю жизнь мечтала о большой собаке, но взяла шпица и не пожалела ни одной секунды
  • 12 популярных вопросов о кино, на которые у нас есть ответы (Они удовлетворят ваше любопытство)
  • 13 вещей, на которых нельзя экономить, даже если очень хочется
  • 19 историй о том, как люди столкнулись с вопиющей наглостью и не растерялись
  • Учитель поделился школьными проблемами, о которых обычно педагоги вслух не говорят
  • 7 популярных достопримечательностей, которые мы потеряли за последние 5 лет
  • 20+ пар вещей, которые случайно подошли друг другу, как две половинки одного целого
  • 20+ бунтарок, которые бросили вызов обществу и изменили историю
  • 15 кинолент для тех, кто отчаялся найти стоящий фильм на вечер. Включайте любую — не пожалеете
  • 15 звезд, которые постоянно фотографируются в одной и той же позе, а вы и не заметили

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/15-isklyuchitelnyh-faktov-o-vatikane-kotorye-kak-budto-pridumal-den-braun-2168665/

Ватикан как субъект международного права в статусе города-государства

В настоящее время продолжают иметь место многочисленные научные дискуссии по вопросу о том, признавать ли Ватикан государством, наделять ли его статусом «полноценного» субъекта международного права или считать Ватикан государствоподобным образованием, выступающим в международных отношениях в особом, специфическом статусе. Между тем, Ватикан является городом-государством, территориально располагающимся в другом городе (занимая квартал в городе Риме – столице Итальянской Республики).

Ватикан следует признавать особенным политико-правовым образованием в силу того, что он является официальной резиденцией Папы Римского, представляющего в своем лице Святой Престол – руководящий, объединяющий центр Римской католической церкви.

С нашей точки зрения, даже обладание Ватиканом большинством необходимых для признания его государственности признаков по-прежнему не дает ему возможности окончательно обрести статус субъекта международного права.

Отказывающие Ватикану в этом праве исследователи справедливо указывают на то, что сам город-государство не издает тех или иных правовых актов «светского характера» (поскольку важнейшие акты, исходящие от Понтифика, регламентируют и регулируют различные аспекты церковной (духовной) жизни и разрешают многие церковные вопросы и проблемы), в своей деятельности руководствуется нормами и положениями законодательства Итальянской Республики. Получается, что одновременно Ватикан как бы является и, в то же время, не признается государством (и, соответственно, субъектом международного права). Необходимо признать, что определенный отпечаток на нынешний статус Ватикана наложили Латеранские соглашения, заключенные в 1929 г. между Святым Престолом (в лице Папы Пия XI) и тогдашней Италией (под руководством Бенито Муссолини) [Жилина А.Е. Ватикан как субъект международного права // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. – С. 192].

С точки зрения М. Розенберга, существует восемь принятых критериев, используемых для определения того, является ли субъект независимой страной (также известной как государство с большой буквы) или нет.

Рассмотрим эти восемь критериев в отношении Ватикана, крошечной (самой маленькой в мире) страны, расположенной целиком в городе Риме (Италия):

1. Имеет пространство или территорию, которые имеют международно признанные границы.

С точки зрения международного права, границы Ватикана неоспоримы, хотя страна находится полностью в пределах города Рима;

2. Есть люди, которые живут там на постоянной основе.

В Ватикане проживает около 920 постоянных жителей, которые имеют паспорта своей страны и дипломатические паспорта Ватикана.

В дополнение к более чем 900 жителям, около 3 000 человек работают в Ватикане и приезжают в страну из большого района Рима;

3. Имеет экономическую активность и организованную экономику. Страна регулирует внешнюю и внутреннюю торговлю и выпускает деньги.

В какой-то степени, государственные доходы Ватикана складываются от продажи филателистической продукции, различной сувенирной продукции, предназначенной исключительно для туристов, входной платы за посещение музеев, реализации печатных изданий. Ватикан выпускает свои монеты.

Внешняя торговля невелика, но есть значительные иностранные инвестиции со стороны католической церкви;

4. Имеет силу социальной инженерии, такой, как образование;

5. Имеет транспортную систему для перемещения товаров и людей.

Здесь нет автомобильных дорог, железных дорог или аэропортов. Как уже отмечалось, Ватикан – самая маленькая страна в мире. У него есть только улицы внутри города.

Как страна, не имеющая выхода к морю, окруженная Римом, страна опирается на итальянскую инфраструктуру для доступа к Ватикану;

6. Имеет правительство, которое предоставляет государственные услуги и полномочия полиции.

Электричество, телефоны и другие коммунальные услуги предоставлены Италией.

Внутренняя полиция Ватикана – это Швейцарский гвардейский корпус (Corpo della Guardia Svizzera). Ответственность за внешнюю защиту Ватикана от иностранных врагов несет Италия;

7. Обладает суверенитетом. Ни одно другое государство не должно иметь власти над территорией страны;

8. Имеет внешнее признание. Страна была «вотирована в клуб» другими странами.

Государство Ватикан, созданное в 1929 году для обеспечения территориальной принадлежности Святого Престола в Риме, является признан-ной национальной территорией в соответствии с международным правом.

В свою очередь, Святой Престол поддерживает официальные дипломатические отношения с более чем 170-ю странами, а 70 из этих стран учредили постоянные дипломатические представительства, получившие аккредитацию при Святом Престоле в Риме. Большинство посольств находятся за пределами Ватикана и располагаются на территории Рима.

Поддерживая дипломатические отношения с Ватиканом, другие иностранные государства учреждают миссии с их территориальным пребыванием вне Ватикана и Италии, однако, с аккредитацией в обоих государствах.

Со своей стороны, Святой Престол на сегодняшний момент открыл уже более ста дипломатических представительств, позиционирующих его интересы в странах, располагающихся на различных континентах.

Ватикан не входит на правах члена в Организацию Объединенных Наций. Он имеет в ней статус наблюдателя [Rosenberg M. The Vatican City Is a Country. Meets the 8 Criteria for Independent Country Status (25.01.2019). URL: https://www.thoughtco.com/the-vatican-city-is-a-country-1435444].

В итоге, следует констатировать, основы международно-правовых статусов Ватикана и Святого Престола были заложены Латеранскими соглашениями 1929 г. [TRATTATO FRA LA SANTA SEDE E L’ITALIA // INTER SANCTAM SEDEM ET ITALIAE REGNUM CONVEN-TIONES INITAE DIE 11 FEBRUARII 1929. URL: https://w2.vatican.va/roman_curia/secretariat_state/archivio/documents/rc_seg-st_19290211_patti-lateranensi_it.html], в Преамбуле которых было прописано следующее: для того чтобы удостоверить обладание Святым Престолом суверенитета в сфере международного права, было принято решение образовать (посредством применения специализированной процедуры) Град Ватикан, в территориальных пределах которого Святой Престол наделялся правом носящей исключительный и абсолютный характер власти. Вместе с тем, обратим внимание на одно очень важное положение: в ст. 26 названных выше соглашений Италия признает город Ватикан в статусе государства, находящегося под суверенитетом Папы Римского. 18 февраля 1984 г. между Италией и Святым Престолом был подписан новое международное соглашение, получившее название Accordo tra la Santa Sede e la Repubblica Italiana che apporta modificazioni al Concordato Lateranense, в котором получил подтверждение суверенитет Святого Престола, а также закреплено применение отдельных положений законодательства Итальянской Республики на территории города Ватикана. В итоге, за Ватиканом в международном праве можно закрепить статус государствоподобного образования, обладающего собственным суверенитетом, и, в то же время, источником последнего выступает Святой Престол.

Обозначим еще один факт, удостоверяющий статус города Ватикана как государства: это – Основной Закон государства-града Ватикан от 26 ноября 2000 г. [Legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano 26 novembre 2000. URL: https://w2.vatican.va/

news_services/press/documentazione/documents/sp_ss_scv/informazione_generale/legge-fondamentale_it.html] Согласно ст.

2 вышеназванного Закона, Ватикан наделяется полномочиями вступать в отношения с иностранными государствами и другими субъектами международного права, осуществлять дипломатические отношения и заключать международные договоры: практическая реализация перечисленных полномочий – исключительная прерогатива Папы Римского.

Таким образом, Ватикан отвечает всем восьми критериям статуса независимой страны, поэтому необходимо рассматривать его как государство, обладающее признаки суверенного (независимого) существования.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777771227/

Папский нунций: суверенитет Ватикана не был нарушен даже при фашизме

Одним из таких исторических элементов, сопровождающих жизнедеятельность церкви, является государство Град Ватикан. Вкратце можно сказать так: папство всегда чувствовало потребность в защите своей независимости от политического влияния светских государств.

В прошлом представлялось, что наилучшим способом для этого стало бы создание суверенного государства, такого, например, как Папское государство или государство Град Ватикан.

Речь не шла о создании некоего центра власти, но о создании условий для свободного исполнения миссии понтифика, то есть главы Католической церкви, распространенной по всему миру.

Пришлось бы долго рассказывать об историческом пути становления светского суверенитета пап, приведшему к образованию той современной формы, которую принято называть Ватиканом. Некоторые полагают, что необходимость в нем не столь велика в условиях современного мира при наличии и иных «суверенных» организаций, таких как ООН, однако историческая преемственность делает существование Ватикана созвучным современности.

— В чем особенности государства Ватикан по сравнению с другими странами?

— Практически во всем. С одной стороны, совершенно очевидно, что Ватикан не является таким же государством, как прочие независимые государства. Его специфика как раз и проявляется в его функции обеспечения свободы деятельности центральной власти Церкви.

Особенно важным это было в периоды кризисов, например во время вооруженных конфликтов. Хорошо известно, что суверенитет Ватикана не был нарушен даже при фашизме и во время немецкой оккупации Рима. В каком-то смысле территориальный суверенитет защитил церковь, даже в этих тяжелых условиях.

С другой стороны, не следует приравнивать Ватикан к другим карликовым государствам, таким как Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино и другие, хотя бы потому, что Ватикан и Святой престол самым тесным образом вовлечены в исторический путь человечества, а их участие в международной жизни связано прежде всего с великими этическими, социальными и культурными вопросами человечества, а не просто с защитой и продвижением собственных прав и интересов как суверенного государства.

— В чем разница между терминами государство «Град Ватикан» и «Святой престол»?

— Для нас является очень важным это различие, признаваемое и международным правом. Папа — глава двух независимых институтов, один из которых — это государство Град Ватикан, а другой — Святой престол, центральный орган пастырского управления Католической церкви.

Конечно же, наиболее важное значение имеет деятельность самого Святейшего отца, Святого престола, церкви.

Роль же маленького государства Ватикан — если сделать его организацию предельно ясной для человеческого понимания — чисто функциональная; как говорилось выше, она состоит в обеспечении удовлетворительных условий для деятельности Святого престола.

Несмотря на критику, которую приходится постоянно выслушивать по данному вопросу, представляется, что современный способ взаимодействия двух субъектов хорошо справляется с этой ролью.

  • —  Как вы оцениваете современное состояние российско-ватиканских отношений?
  • — Начало положительной динамики в отношениях между Святым престолом и Российской Федерацией было положено в конце 80-х ‑ начале 90-х годов, а особый толчок к развитию они получили с 2009 года, после установления полномасштабных дипломатических связей.
  • С одной стороны, это произошло вследствие признания Святым престолом той новой роли, которую Россия играет в современном мире, с другой стороны, в результате того, что Российская Федерация стала воспринимать Святой престол как важную фигуру в международном сотрудничестве.

Католическая церковь, как и иные религиозные организации, преследует прежде всего духовные цели, при этом они зачастую исполняют роль сдерживания в международных отношениях, защищают ценности, призванные вдохновлять отношения между народами, могут внести заметный вклад в разрядку напряженности и международных кризисов. Речь идет о роли, изначально возложенной на любого понтифика, о чем свидетельствует само название Pontifex, что означает «строитель мостов», это роль человека, наводящего мосты в духовном смысле, содействуя диалогу и взаимопониманию.

—  Как влияют отношения между государствами на диалог между Католической и Русской православной церквами? В чем проявляется воздействие православно-католического диалога (особенно в его проблемной зоне) на дипломатические отношения двух государств?

— Диалог между Католической церковью и Русской православной церковью неизменно носит приоритетный характер.

Что, безусловно, не умаляет прочие направления диалога, который ведет Святой престол, но при этом взаимоотношения с русским православием всегда имеют особое значение.

Папа Франциск, наряду с другими папами современности, прекрасно осознает, какой великий потенциал заложен в этом диалоге — как для межхристианского общения, так и для всего человечества.

Источник: https://ria.ru/20140607/1011031416.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
e70c1e6d