Почему женщина не может быть священником?

Олег Мальцев

Краткое содержание статьи:

Все чаще в сфере мужских профессий встречаются женщины. От руководящих должностей и политических постов и до таких специальностей, как водители общественного транспорта, токари и слесари.

 Но были и есть виды деятельности, которые женскому полу все-таки недоступны. Например, женщина не может исполнять обязанности священника в храме, эта должность возлагается только на мужские плечи.

Истоки этой традиции берут начало из Библии.

Почему женщина не может быть священником?

Может ли женщина быть священником?

Можно выделить два основных пункта, почему женщина не может быть священником, исходя из почитания традиций, которые корнями уходят в древность:

  • Священник, в некоторой степени, является представителем Бога, а так как образ Всевышнего является мужским, то и служитель должен быть лицом мужского пола;
  • Женщина изначальна была создана в помощь и поддержку мужчине. Ей не следует главенствовать и управлять, ее задачей является помогать и поддерживать.

На литургии служитель участвует в символическом воссоздании событий Тайной вечери, во время которой Христос предлагал апостолам вино, как кровь Свою. Прихожане причащаются просфорой и вином из рук священника, а значит, он тоже должен быть мужчиной, как и Христос.

  • Что касается второго пункта, то женская помощь и поддержка являются важной задачей, в духовной жизни должен быть мир и порядок, для этого необходимо расставлять приоритеты по местам.
  • Священнослужитель — это в определенной степени управляющее и наставляющее прихожан высокопоставленное лицо, поэтому эта обязанность возлагается на мужчин.
  • Есть и физические причины для нежелания возлагать на женщину роль священника:
  • Менструации. Этот период у женского пола наступает ежемесячно, занимая от нескольких дней до недели. Конечно, с физиологией ничего не поделаешь, но если на обычном рабочем месте это почти не доставляет проблем, то в храме находиться во время кровотечения не следует. Могут быть исключения, но в основном, предписывается воздерживаться от посещения церкви в такие дни, потому что проливать кровь в храме нельзя;
  • Беременность и роды. Быть матерью — это очень важная и почитаемая роль в жизни, но есть предписанный срок, положенный для выжидания после рождения ребенка, не говоря уже о физической необходимости уходить в декрет.

Таким образом, множество рабочих дней в церкви из жизни женщины вычеркивается. Как бы ни были понятны эти причины, нельзя не признать, что значительную часть своей ответственной работы женщине-священнику пришлось бы пропускать. Частые сбои в работе священнослужителей могут не очень хорошо сказываться на порядке в храме, деятельность в котором всегда идет по графику.

Забота о своей семье — это почетная женская миссия, которая вовсе не рассматривается церковью пренебрежительно. Совсем наоборот, ей присваивается важное значение. Матери нужно постоянно иметь связь с детьми, часто звонить или отвечать на телефонные вызовы.

Работа священника нелегкая, требует самоотдачи и концентрации на своем деле. Во время службы люди обязательно выключают свои телефоны, и погружаются в атмосферу происходящего.

Почему женщина не может быть священником?

Женщины-священники в православии

Многие женщины почитаются в православии, среди числа святых есть много женских персон. Самая воспеваемая женщина в христианстве — Пресвятая Богородица, ей возносят много почестей и молитв.

  1. Есть благочестивые уважаемые монахини, настоятельницы монастыря, но священников женского пола в православных храмах не найти.
  2. Такое положение дел может не понравиться некоторым ярым феминисткам, которые практически везде стараются увидеть и искоренить унижение женского рода.
  3. Однако, не стоит впадать в крайности, нужно уметь смотреть под разными углами, не ограничиваясь только несением флага феминистической революции.

Почему женщина не может быть священником?

Женщины священники в католицизме

В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).

  • Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин.
  • Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.
  • Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.

Почему женщина не может быть священником?

В каких направлениях христианства разрешена женская ординация

В настоящее время возведение женщины в духовный сан имеет место в некоторых других ответвлениях христианства, таких как протестантизм (реформатское направление), лютеранство и англиканство. Некоторые из церквей, в которых производится женская ординация:

  1. Евангелическая церковь Германии;
  2. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии;
  3. Епископальная церковь;
  4. Церковь Швеции;
  5. Церковь Норвегии.

Почему женщина не может быть священником?

Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?

Согласно священному Писанию, первый человек – Адам был мужчиной, сотворенным Богом по Его образу и подобию. Женщина же была создана из ребра мужчины, как его жена, друг и помощница.

Первые люди были сотворены для мирной жизни в Эдемском саду, и отношение их друг к другу не должно было иметь тех эмоциональных оттенков, что присутствуют в современном гендерном обществе. Просто они были различны, но в то же время частями одного целого.

Не было плохого в том, что Ева была помощницей своему мужу, ведь она была и радостью для него.

Потом события развились уже более прискорбным образом, Ева послушала искусителя и подбила своего мужа на нарушение запрета. Она злоупотребила своим близким к равенству положением, повлияв на Адама, убедив его сделать то, что было делать нельзя.

Таковы религиозные истоки различного отношения к мужчине и женщине. Церковь представляет собой ядро института религии, и нельзя просто взять и перевернуть с ног на голову часть лежащей в основе информации в угоду современным веяниям.

  1. Это не должно быть обидно, ведь женщины могут быть причастны к деятельности в храме, они лишь не могут совершать служения.

Почему женщина не может быть священником?

Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?

Феминисткам не стоит искать в этой ситуации несправедливость и ущемление прав. Церковная жизнь — это отдельная система, ее не следует путать с обычным мирским обществом.

Стремление к посту священника — это не обычная борьба за руководящую должность в организации или за высокооплачиваемую работу. Здесь не место тщеславию, желанию занять престижное место.

Человек, ставший священником, приобретает не просто значимую должность, ради этого он должен принести многое в жертву, в том числе и свою гордыню.

Ему придется вести строгую жизнь, отречься от немалого количества мирских утех, выслушивать человеческую боль во время исповеди, принимать на себя ответственность за свои слова, влияющие на разум и душу внимающих ему прихожан.

Это нелегкая работа, не предполагающая по своей сути большого земного вознаграждения. Сейчас, настроенная феминистически женщина может захотеть даже служить в армии. Но стоит ли ей возмущаться из-за того, что ее все же не отправят на передовую?

Видео про женщину-священника из Швеции

В этом ролике помощник епископа Мария Берьстранд ответит на несколько неудобных вопросов,касающихся ее личной жизни:

Источник: https://znay.co/468-pochemu-zhenshchina-ne-mozhet-byt-svyashchennikom.html

Женское священство в православии

Современная церковная жизнь вносит коррективы в отношении вопроса о женском священстве. Протестантские деноминации решили эту проблему легко и просто, признав за женской половиной право проповедовать и возглавлять церкви наравне с мужчинами.

Женское священство в православии — острая проблема, вызывающая множество споров, в результате которых так и не найдено общее решение.

История вопроса о женском священстве

Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.

Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.

Почему женщина не может быть священником?Женское священство запрещено в Русской Православной Церкви

  • В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
  • 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
  • В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
  • Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
  • В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
  • На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
  • Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
  • На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.

Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.

Это заявление было поддержано несколькими священниками Запада, в том числе митрополитом Сурожским Антонием (Блюмом).

Почему женщина не может быть священником

Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.

  • Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
  • Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина, Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.Почему женщина не может быть священником?Святая равноапостольная княгиня Ольга
  • Образом Церкви в катакомбах рисовали Деву Марию, под покровом Которой объединено, как царственное священство, так и все люди, мужчины и женщины. Святитель Иоанн Златоуст писал, что священнослужитель — это руки и язык, предложенный для служения Христу. Чем руки христианки отличаются от мужских рук?
  • Вопрос о женской нечистоте в определенные дни был снят апостольским собором на основании Деяний, глава 15.

Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.

Что говорит о человеке Библия и святые

В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).

В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.

Почему женщина не может быть священником?В Библии нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства

Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.

В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;

  • Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
  • Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
  • Ева названа помощницей и призвана рожать.

Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.

Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.

Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.

Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.

Почему женщина не может быть священником?В Православной церкви возрождается служение диаконисс (Финляндия)

По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.

Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.

Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.

Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.

Возрождение института диаконис

16 ноября 2016 года Священным Синодом Александрийского патриархата был заслушан доклад митрополита Камерунского Григория, который обосновал возрождение служения диаконисс, заключающееся в основном в миссионерском движении.

Совершение первой женской хиротонии состоялось 17 февраля 2017 года, которая была приурочена к празднику мученика Феодора Тирона.

Почему женщина не может быть священником?Хиротония в диакониссы

Хиротония была совершена Патриархом Александрийским Феодором, рукоположившего старицу — катехизатора Феану в сан миссионерской диакониссы, тогда же совершили хиротесию над тремя монахинями. Катангская митрополия, которая принадлежит к Александрийской Церкви в Конго, приобрела помощниц, им разрешено участвовать как в таинстве крещения, так совершать венчания.

Сторонниками женского священства были:

  • митрополит Антоний (Блум);
  • отец Александр Мень;
  • архиепископ Христодул;
  • митрополит Амвросий (Яаскеляйнен);
  • отец Николай Лосский и другие.

Архиепископом Христодулом поддерживается институт диаконис, будучи в сане митрополита Димитриадского он в 1986 году рукоположил монахиню.

Отец Александр Мень вызвал удивление и негодование в Священном Синоде Русской Православной Церкви, когда представил митрополиту Ювеналию свои заключения по поводу женского священства, о котором заговорили в протестантском движении. Священник не нашел в действиях протестантов отклонения от канонов Святого Писания, основываясь на послании Павла Галатам.

В современном христианском движении мнения также разделились. Среди лютеран появились сторонники женского священства, утверждающие, что рукоположение не относится к награде, это признание посвященности человека служению. Не имеет значения, какого пола служитель, главное, что в нем есть божественное призвание.

Возможно, пришло время изменений в религиозных сферах, и со временем будет доказана эффективность женского священства, но пока патриархат главенствует в Православии.

Почему нет и не может быть женского священства? Священник Андрей Кураев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zhenskoe-svyashhenstvo-v-pravoslavii.html

Юлия Данилова. Почему женщин не пускают на Афон? / Православие.Ru

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине?Неужели она хуже?

Почему женщина не может быть священником?

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен.

Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь.

Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.

В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы.

Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).

Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.

Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.

Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов.

В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе.

Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью. Против женского священства есть несколько аргументов.

Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …

Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни.

Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований.

Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство.

В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви. Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука.

Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов.

Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао.

Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг.

Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны.

Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает о.

Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002).

О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно.

Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9).

Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу.

Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии.

Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего».

Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет.

На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.

Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности.

Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини.

Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол.

Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса).

Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались.

В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости.

Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21).

Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское.

Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде.

Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»).

Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин.

Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Источник: https://pravoslavie.ru/49368.html

Почему женщина не может стать священником?

В англиканской церкви может, там были прецеденты. Но так как под вопросом стоит тег «православие», зайдём с этой стороны.

В Византии до XI века существовали диакониссы, правда они не имели богослужебных обязанностей за редким исключением.

Были мнения, что вопрос о роли женщин в христианстве просто пока недостаточно проработан (так считал митрополит Антоний Сурожский). Имелось в виду изучение Писания, Предания под призмой этого вопроса внутри РПЦ.

Церковь не имеет намерения дискриминировать женщин, но есть ряд вопросов, касающихся женского священства, которые не вполне понятно, как разрешить. Вот один из примеров. Во время литургии священник репрезентирует собой Иисуса.

А Иисус, согласно традиции дуофизитов, принятой в православии и католичестве, соединяет в себе божественную и человеческую природу, то есть он был мужчиной.

Является ли в таком случае рукоположение женщины в священники отказом от её гендерной идентичности?

Есть, конечно, радикальная феминистская теология, которая утверждает, что Иисус мог быть (я прошу прощения у всех, кого может обидеть воспроизведение этого постулата!) только темнокожей женщиной-лесбиянкой. Но я бы советовал представительницам движения феминисток бороться с подобными проявлениями, так как они дискредитируют всё движение.

  • Во-первых, священнослужитель, пастырь должен так или иначе быть образом самого Христа, собственно поэтому им положено носить бороду, длинные волосы.
  • Во-вторых женского священства нет в Библии, ни в предании, нет и никогда не было, ни во времена избранного Богом Израиля, ни в апостольское время, это значит, что в православном понимании так было так благословлено Богом изначально.
  • В-третьих, изначально служение женщины Богу, церкви и семье заключается в рождении и воспитании детей, это как ни крути основная функция женщины в этом мире.

Также одна из причин — физиология, а именно кровь (менструация), вся церковь строится вокруг Евхаристии – Бескровной жертвы, и во время литургии верующие причащаются Телом и Кровью Христа под видом хлеба и вина.

Поэтому любая кровь ровно как и любые мясные продукты, неуместны в алтарной части храма, собственно поэтому в алтарь допускаются только мужчины.

Вообще в вопросах «нечистоты» есть определенные правила и для самих священнослужителей, мужчин, хоть у мужчин все обстоит иначе, не стоит думать, что тут женщины в плане физиологии считаются нечистыми, или по крайней мере менее чистыми мужчин.

  1. Кстати, в первые века христианства были «диакониссы» женщины — служители алтаря, они могли прикасаться к святым сосудам, входить в алтарь, помогали крестить женщин, окуная их в воду, но опять же, бескровная жертва — всегда оставалась в руках мужчин-священнослужителей, и опять же, диакониссами могли стать только незамужние женщины в пожилом возрасте за 50 лет вдовы или девы.
  2. Хороший ответ на этот вопрос уже был на The Question это ответ Инокини Евгении:
  3. Почему женщинам в период менструации нельзя заходить в церковь?

Я бы не был столь категоричен в вопросе принципиальной невозможности. Как уже говорил Андрей, вопрос женского священства на данный момент недостаточно проработан (попросту раньше не было такой потребности, она появилась относительно недавно). Вот, как о нашем вопросе очень осторожно высказывается митрополит Каллист Уэр.

Позвольте мне обратиться для начала к более фундаментальной теме. Если уж мы говорим о проблемах, которые специфичны именно для женщин, нам стоит задаться и следующим вопросом: каковы вообще различия между мужчинами и женщинами в Церкви? А в отношении таким образом поставленного вопроса мы можем обратить внимание на два аспекта.

  1. Первый состоит в том, что мы в равной степени люди, принадлежим к человечеству. Не существует отдельной духовности для женщин и мужчин. Попросту есть общий духовный путь для всех крещёных. Каждый человек уникален, все мы разные, но все же мы в равной степени люди.

  2. Однако, второй аспект заключается в том, что несмотря на такую общую человечность, каждый из нас уникален и реализует свою человечность особым образом, и да, существуют отличия между мужчиной и женщиной.

Данная проблематика в православии остаётся плохо изученной по сей день. Многие вещи считаются очевидно вытекающими из нашей традиции, но открыто и честно мы их так и не смогли обсудить.

Как вообще понимать различие между мужчинами и женщинами — богословски, духовно, практически? На этот вопрос есть два возможных ответа. С одной стороны можно ограничить эти различия только лишь детородной функцией, но в остальном считать мужчину и женщину в целом одинаковыми.

Другой же подход заключается в том, что между нами существуют более глубокие различия. Предположу, что многие православные сегодня склонны принять первый образ мысли, им поэтому затруднительно участвовать в обсуждении конкретных форм служения для женщин, конкретных дарований женщин, особой женской духовности.

Все эти понятия рассматриваются с определенным скепсисом.

Я же со временем стал придерживаться второго взгляда. Да, мне кажется, мы должны акцентировать нашу общую принадлежность к человечеству, но все-таки существую и глубокие различия между мужчинами и женщинами как личностями в том, как они воспринимают мир и свои отношения с Богом. К сожалению, очень тяжело рассуждать на эту тему без использования банальных клише и стереотипов…

Итак, для того, чтобы перейти к обсуждению конкретных проблем, которые стоят перед женщинами в Церкви, нам необходимо сначала исследовать более общий вопрос: с точки зрения православных, в чем заключается богословие различий между мужчиной и женщиной в рамках нашей общей принадлежности к человечности? Не уверен, что мы уже достаточно исследовали эту тему.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/23449/image_src

Почему женщины не могут быть священниками

В христианских источниках мы не находим прямого запрета женщинам исполнять обязанности священника. Но все же обычно их не принимают в ряды служителей церкви. И причин тому несколько.

Священник представляет Христа

«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери, — пишет диакон Андрей Кураев в работе “Церковь в мире людей”.

— На этой вечере именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя…Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа…Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».

В церковном предании

«Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства», — констатирует профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. Правда, в Византии вплоть до XI века женщины имели право быть диакониссами, хотя при этом они не исполняли богослужебных обязанностей.

Пожалуй, первой в истории христианской церкви женщиной-священником стала Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992 гг.), служившая в чине диакониссы в общине китайских беженцев в Макао, принадлежавшей к церкви Англиканского содружества.

Она была рукоположена в священнический сан англиканским епископом Гонконга, так как в результате японской оккупации община осталась без священника, а других кандидатур не имелось. Данный прецедент послужил толчком к тому, что в англиканской церкви стали появляться и другие женщины-священники.

В то же время в Русской Православной церкви пока не было ни одного случая принятия женщинами священнического сана.

Женщина сотворена для помощи пастырям

Согласно Библии, женщину Бог сотворил из ребра первого человека – Адама. Этим подчеркивается, что она играет роль помощницы мужчины и сама часто нуждается в поддержке и наставлении. В связи с чем она не может полноценно исполнять обязанности по богослужению. Кроме того, на женщину возложена функция матери и она должна много времени посвящать детям.

Женщина более уязвима

Женщин не зря называют представительницами слабого пола. Они более хрупки с физической точки зрения и не могут вынести такой груз ответственности, какой взваливают на себя мужчины. В течение многих столетий женщина находилась под покровительством мужчины.

«Кроме того, не стоит забывать и об особой впечатлительности женщин, — напоминает Андрей Кураев в работе “Женщина в церкви”. — Их отзывчивость могла бы сослужить дурную службу, если бы появилось женское священство. Вспомните – как проходит исповедь в приходском храме. Кающийся стоит рядом со священником – и оба они открыты взорам остальных людей.

А на исповеди люди, понятно, рассказывают о разном. И грехи бывают действительно грязные и подлые. Нетрудно догадаться, как все это будет отражаться на милом лице отзывчивой и сердечной священницы. Да по ее лицу весь храм будет читать, про что идет речь…»

Физиологические особенности

Например, во время критических дней женщинам нельзя причащаться. «Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо, — говорит протоиерей Андрей Ефанов.

— Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения.

Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме».

Как утверждает митрополит Антоний Сурожский, вопрос о роли женщин в христианстве еще недостаточно проработан. Это относится и к проблеме женского священства.

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/47138-pochemu-zhenshhiny-ne-mogut-byt-svyashhenni.html

Ахилла

  • Из Дневников.
  • ***
  • Среда, 11 февраля 1976

Почему женщина не может быть священником? Длинный разговор об этом вчера с Томом, на которого, за его статью в последнем Quarterly (ежеквартальный журнал Св.

-Владимирской семинарии), восстают, по слухам, и православные женщины. С тех пор, что началась эта буря (в связи с англиканами), меня все больше удивляет не сама тема спора, а то, что в нем раскрывается о богословии. Невозможность найти решающие аргументы ни за, ни против – решающие в смысле объективной убедительности их для обеих сторон.

Каждый оказывается правым для себя, то есть внутри своей перспективы, «причинной связи» своей аргументации. «Наша» сторона порой напоминает мне обличения о. Иоанном Кронштадтским Льва Толстого: «О неистовый граф! Как же не веришь ты св. апостолам…» Однако не в том-то ли и все дело, что все началось – у Л.[ьва] Т.[олстого] – с «неверия» св.

апостолам. Поэтому аргументация ex traditione просто бьет мимо цели.

«Ересь» всегда нечто очень цельное, не надуманное, она действительно прежде всего выбор на глубине, а не поправимая ошибка в частностях. Отсюда – безнадежность всех «богословских диалогов», как если бы речь всегда шла о «диалектике», об аргументах.

Все аргументы в богословии post factum, все укоренены в опыте; если же опыт другой, то они и не применимы, что и становится – в который раз! – очевидным в этом споре о «священстве женщин». Том: «Как объяснить, например, что женщина может быть президентом США и не может быть священником?» Мне кажется, – отвечаю я, – что она не должна бы быть и президентом США.

Но этого-то как раз сейчас никто и не говорит, и сказать это означало бы немедленно вызвать обиду. А обижать тоже нельзя, и вот мы внутри порочного круга.

Этот порочный круг неизбежен, если нарушен некий органический, изначальный и вечный опыт. Между тем, наша культура, в основном, и состоит в его отвержении и нарушении, так что сама ее суть, собственно, из этого отвержения и состоит, оно составляет ее опыт.

Это опыт только негативности, восстания, протеста, и само понятие «освобождения» (liberation) тоже всецело негативно. На наше сознание, на наш «изначальный» опыт современная культура набрасывает аркан принципов, которые, хотя они кажутся «положительными», на деле отрицательны, ни из какого опыта не вытекают.

«Все люди равны«: вот один из корней, самая ложная из всех apriori. Все люди свободны. Любовь всегда положительна (отсюда, например, оправдание гомосексуализма и т.д.). Всякое ограничение – опрессивно [oppressive (анг.) — гнетущий, тягостный, деспотичный].

Пока сами христиане признают все эти «принципы», пока они, иными словами, признают культуру, на этих принципах построенную, никакие рассуждения о невозможности для женщин быть священниками просто не звучат, отдают, в сущности, и лицемерием, и самообманом.

Короче говоря, если мы начинаем с какого-то отвлеченного, несуществующего, навязанного природе равенства между мужчинами и женщинами, то никакая аргументация невозможна. А это значит, что начинать нужно с разоблачения самих этих принципов как ложных – свободы, равенства и т.д., ложных именно своей отвлеченностью, «выдуманностью».

Нужно отвергнуть всю современную культуру в ее духовных – ложных, даже демонических – предпосылках. Глубочайшая ложность принципа «сравнения», лежащего в основе пафоса равенства. Сравнением никогда и ничего не достигается, оно источник зла, то есть зависти (почему я не как он), далее – злобы и, наконец, восстания и разделения.

Но это и есть точная генеалогия дьявола. Тут ни в одном пункте, ни в одной стадии – нет положительного, все отрицательно от начала до конца. И в этом смысле наша культура «демонична», ибо в основе ее лежит сравнение. А так как сравнение всегда, математически приводит к опыту, знанию неравенства, то оно всегда приводит и к протесту.

Равенство утверждается как недолжность никаких различий, а поскольку они есть – к борьбе с ними, то есть к насильственному уравнению и, что еще страшнее, к отрицанию их как самой сущности жизни; та «личность», мужская или женская, неважно, – которая жаждет равенства, уже, в сущности, опустошена и безлична, ибо «личное» в ней составляло как раз то, что «отлично» от всех других и что не подчинено абсурдному закону «равенства».

Демоническому принципу «сравнения» христианство противопоставляет любовь, вся сущность которой как раз в полном отсутствии в ней и как «источника», и как «сущности» – сравнения.

Потому в мире и нет, и не может быть равенства, что он создан любовью, а не принципами.

И жаждет мир любви, а не равенства, и ничто – мы знаем это – не убивает так любви, не заменяет ее так ненавистью, как именно это постоянно навязываемое миру как цель и «ценность» равенство.

А именно в любви, и ни в чем другом, укоренена двойственность человека как мужчины и женщины.

Это не ошибка, которую человечество исправит «равенством», не изъян, не случайность – это первое и самое онтологическое выражение самой сущности жизни.

Тут исполнение личности осуществляется в самоотдаче, тут преодолевается «закон», тут умирает самоутверждение мужчины как мужчины и женщины как женщины и т.д.

Но все это и означает как раз, что никакого равенства нет, а есть онтологическое различие, делающее возможным любовь, то есть единство, а не «равенство».

Равенство всегда предполагает множественность «равных», никогда не претворяемую в единство, потому что вся суть равенства в его ревнивом оберегании.

В единстве различие не уничтожается, а само становится единством, жизнью, творчеством…

«Мужское» и «женское» начала соприродны миру, но только человек претворяет их в семью. Ненависть нашей культуры к семье за то, что эта последняя обличает зло «равенства».

  1. Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
  2. Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
  3. С помощью PayPal
  4. Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Источник: https://ahilla.ru/pochemu-zhenshhina-ne-mozhet-byt-svyashhennikom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
e70c1e6d