Янтарная комната с самого начала не просто символизировала красоту янтаря, но имела историю политическую. Фридрих I стал прусским королем в 1701 и в том же году заказал Янтарный кабинет — его задачей было закрепить свой новый статус.
Его сын, воинственный Фридрих Вильгельм подарил кабинет Петру I при заключении союза России и Пруссии против шведов, намекая, что Пруссия контролирует Балтику.
Когда СССР после долгих и безуспешных поисков похищенного фашистами во время Великой Отечественной войны раритета начал реконструкцию Янтарной комнаты (еще в период холодной войны) — предполагалось, что она станет символом мощи страны. Когда Путин в 2003 г.
торжественно открыл Янтарную комнату в Екатерининском дворце в присутствии 40 глав государств — это было демонстрацией возможностей новой России.
Восстановление Янтарной комнаты длилось 25 лет, было использовано 6 тонн янтаря, обошлось воссоздание шедевра в 11,5 млн.$. Подлинник оценивают в 500 млн.
$ Следы Янтарной комнаты затерялись в Кенигсберге — одном из самых таинственных и мистических европейских городов со сложнейшей системой подземных сооружений, созданных для укрепления города еще при Бисмарке. По Кенигсбергу, нынешнему Калининграду, ходят легенды, что там до сих пор маршируют призраки солдат Вермахта… Поисками Янтарной комнаты занимались спецслужбы нескольких государств, историки, писатели и авантюристы, но тайна пропажи янтарных сокровищ так и осталась одной из неразрешенных загадок XX века.
Фотографировать в Янтарной комнате нельзя и если иногда на это не очень обращают внимание, то здесь следят строго. Эта фотография — свидетельство страшного преступления, совершенного мною года два назад. Снято на айфон, буквально механически. Честно говоря, не понимаю, почему в музеях не разрешают снимать. Может кто-то объяснит? Остальные фотографии — с миру по нитке.
Если есть кто-то, кто не знает, где Янтарная комната находится — сообщаю. Восстановленный шедевр находится на своем историческом месте — в Екатерининском дворце города Пушкина, ближайшего пригорода Петербурга. Где находится подлинник и сохранился ли он — не известно до сих пор.
ПРУССКИЙ ПОДАРОК
Янтарная комната — самый знаменитый дипломатический подарок. Он наделал много шума, правда, не тогда, когда был подарен, а через 200 c лишним лет, когда был похищен во время Великой отечественной войны. История янтаря, история мировых войн и международной торговли неразделимы.
С самых древних времен балтийский янтарь привлекал сильных мир сего — стоимость янтаря была огромной и контроль за его добычей сулил большие доходы. Фридрих I обнаружил в подвалах Кенигсбергского замка огромные запасы янтаря, оставшиеся еще со времен тевтонских рыцарей. Он и заказал Янтарный кабинет, работа над которым началась за 2 года до основания Петербурга.
Сына Фридриха — Фридриха Вильгельма, как и Петра I, больше интересовали войны, чем искусство. Едва ли не впервые в истории янтаря военные цели Петра связаны не с ним, а с выходом России к Балтийскому морю в стратегическом смысле.Янтарь называли тогда «балтийским золотом» и он все еще, как и в древности, оставался очень дорогим — стоил примерно в 12 раз дороже золота. Суть технологии при создании панелей для кабинета Фридриха сводилась к размалыванию камня и смешиванию его с коньяком, медом и льняным маслом. Затем кусочки панелей наклеивались на деревянную основу. Технология была дорогой и не очень совершенной. Как впоследствии выяснится, Янтарная комната будет требовать постоянных реконструкций и реставраций.Петру I подарок понравился, в качестве ответного дипломатического подарка он отправил Фридрих Вильгельму 55 русских гренадеров 2-метрового роста. Русский царь начал было оформлять «Комнату чудес» в Летнем дворце, расположенном в Летнем саду. Но то ли заботы войны, то ли состояние янтаря, требовавшее реконструкции, привели к тому, что комнаты такой во дворце так и не появилось, а прусский подарок так и остался в Летнем дворце на хранении. Доведет дело до ума через 40 лет его дочь Елизавета. Она пригласила множество мастеров и потратила кучу денег — янтарная комната была создана первоначально в Зимнем дворце, затем перенесена в Екатерининский дворец, который находится в нынешнем г.Пушкине. Помещение было намного больше, чем то, для которого создавалось янтарное убранство. Поэтому архитектор Растрелли добавил ряд деталей — пилястры, зеркала в позолоченных рамах и т.д.
Поэт Теофиль Готье так описал ее в 1866 году: «Буквально слепнешь от этих теплых и богатых красок: здесь вы найдете все оттени желтого, от дымчатого топаза до яркого лимона… Золото кажется тусклым и фальшивым в сравнении с янтарем, особенно когда на стены падает солнечный свет и бежит по прозрачным венам янтря». Готье считает, что комната позволяет отдохнуть глазу от долгой русской зимы, поскльку хранит в себе солнечный свет.
ПОХИЩЕНИЕ И ПОИСКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ
Хотя фашистам не удалось захватить Ленинград, они заняли ближайшие пригороды, в том числе Пушкин c Екатерининским дворцом, который к этому времени уже был музеем. Янтарную комнату не вносили в эвакуационный список, просто замаскировали стены. Немцы нашли ее и вывезли в Кенигсбергский замок, где комната была частично установлена и даже демонстрировалась.
Когда Кенигсберг начали бомбить (скорее всего комната частично пострадала от пожара) — ее вновь сложили в ящики в августе 1944 г., а в апреле 1945 г. город заняли советские войска. В этот промежуток Янтарная комната и пропала. Поискам комнаты посвящено множество книг и фильмов, ее искали суперпрофессионалы и обычные люди, многие погибли из-за нее.
Одной из жертв стал фермер из ФРГ Георг Штайн, который посвятил поискам Янтарной комнаты более 30 лет жизни. Он был найден мертвым в лесу в Баварии со следами ударов скальпелем. Накануне Георг Штайн заявил, что вплотную приблизился к разгадке. Информация о поисках Янтарной комнаты периодически попадает на первые полосы газет.Вместе с Янтарной комнатой пропала уникальная коллекция янтарных раритетов. Многие надеются, что если комната все же найдется — то найдется вместе с ней и уникальная кенигсбергская коллекция. Одной из ключевых фигур, связанных с янтарной комнатой в Кенигсберге, был Альфред Роде, хранитель янтарных раритетов в Кенигсбергском замке, выдающийся специалист и фанатик янтаря. В ключевой момент ученый заболел, а после того, как ему сообщили о том, что уникальная коллекция янтаря сгорела — вскоре умер. Согданная тогда же комиссия установила, что Янтарная комната не сгореле, но поиски ее ни к чему не привели.В течение 3 лет расследование пропажи проводили британские журналисты Катрин Скотт-Кларк и Адриан Леви. Они поддержали версию, что комната таки сгорела во время пожара в Кенигсбергском замке. А ее исчезновение назвали советской мистификацией, целью которой было иметь юридическое обоснование для того, чтобы вывезти из Германии щедевры искусства на миллионы долларов. Как бы похищение ее немцами обосновывало отказ Советского Союза возвращать вывезенные из Германии ценности. Так что Янтарная комната продолжала и продолжает оставаться не только шедевром искусства, но и объектом политики. Есть еще порядка 10 версий пропажи Янтарной комнаты, по этому поводу написаны сотни книг и снято большое количество фильмов и телепередач.
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА И МИСТИКА
Янтарную комнату оружает много мистики. Известен фанатичный интерес самого Гитлера к мистическим раритетам, обладающим таинственной силой. К ним относит и Янтрную комнату. Есть легенда, что немцы относили ее к сильнейшим магическим артефактам, к ней проявлялая большой интерес нацистская мистическая организация Аненербе.
Есть мнение, что нацистские мистики даже расчитывали, что, оставшись в Кенигсберге, этот артефакт поможет вернуть город Германии. Как бы то ни было — одна из ниточек расследования пропажи янтарного раритета приводит к секретной лаборатории, расположенной в Кенигсберге-Калининграде и к подземным катакомбам.
Якобы, участвовавшие в укладывании сокровища в тайник немецкие солдаты были убиты и замурованы вместе с ним, чтобы унести тайну с собой в могилу. А их призраки до сих пор пугают калининградцев. Янтарной комнате приписывают темную магическую силу — недаром булгаковский Воланд вспоминал о том, как играл в шахматы с Кантом.
Этот мистический философ родился в Кенигсберге и все в городе пропитано таинственной и мрачноватой таинственностью. А воссозданная Янтарная комната сделана из более светлых и солнечных разновидностей янтаря.
ТОРГОВЛЯ ЯНТАРЕМ И ПОЛИТИКА
В древности активная торговля янтарем, как считают многие исследователи, ускорила наступление бронзового века на Балтике. Долгое время монополию на торговлю янтарем держали финикийские торговцы, тщательно оберегавшие тайну места, где они его получали.
Находят древние изделия из янтаря по всей Европе, в Северной Африке и на Ближнем востоке. Он упомянут в «Одиссее» Гомера в убранстве комнат царя Менелая. Путешествия торговцев как во времена финикийских купцов, так и позже, по знаменитым янтарным торговым путям, были очень опасны.
В начале XIII века Балтика попадает в зону интересов крестоносцев. В 1204 году, вскоре после возникновения Тевтонского ордена, папа Иннокентий III узнал, что православные монахи проповедуют среди язычников Прибалтики и отправил туда тевтонских рыцарей. Они останутся здесь на три столетия.
Вначале они завоевали Пруссию, затем народы, населяющие территории современных Эстонии, Латвии и Литвы. С Русью, правда, не задалось, как помним из истории, благодаря Александру Невскому. Тевтонцы активно включились в торговлю янтарем и в XIV веке их государство — единственное во всей Европе, не имеющее долгов.
Последним из великих магистров Тевтонского ордена стал Альбрехт Бранденбургский, который ликвидировал орден и основал светское государство. Тем не менее, бранденбургско-прусские короли еще долгое время обладали монопольным правом на сбор и торговлю природным янтарем. А дальше — то, с чего начали.
Фридрих в 1703 году становится прусским королем и обнаруживает в Кенигсберге огромные тевтонские запасы янтаря и заказывает из него облицовку для кабинета и знаменитый янтарный интерьер.
ВОССОЗДАНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ
Почему же так важно было найти Янтарную комнату? Ведь даже если бы ее обнаружили, состояние ее могло быть гораздо худшим, чем когда о ней вспомнила императрица Елизавета. Комната требовала полной реставрации не только на момент пропажи — необходимость реконструкции обсуждалась еще в 1913 году, но из-за высокой стоимости она так не была проведена.
Янтарная комната — пример барочного искусства, очень хрупкий и дорогой. Конечно она имеет большую ценность как культурное наследие. Но главная ценность Янтарной комнаты заключается в истории — ее легендарность делает ее особенным раритетом.СССР потребовал в 1978 году компенсацию после того, как надежда найти ее была утрачена. Несколькими десятилетиями ранее вопрос о буржуйском наследии мог бы вообще не встать, но к 70-м годам отношение к искусству и историческим ценностям в стране изменилось. Появились спонсоры, готовые вкладывать миллионы долларов в реконструкцию. На воссоздание Янтарной комнаты ушло 25 лет и 6 тонн янтаря. В мае 2003 года воссозданная комната была открыта. Еще долго обсуждались примененные технологии — не слишком ли много использовано в ней прессованного янтаря? Немного раньше, в 2000 году, России были возвращены обнаруженные в Германии наборный комод и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», которые входили в первоначальное убранство Янтарной комнаты. Мозаика, зеркало и ларец, входившие в состав Янтарной комнаты сейчас хранятся в Эрмитаже.
ПОСЛЕСЛОВИЕ О РОССИЙСКОМ ЯНТАРЕ
Одно из самых знаменитых исторических месторождений янтаря находятся в России — точнее, в Калининградской области, неподалеку от бывшего Кенигсберга. Калининградский янтарь использовался для воссоздания Янтарной комнаты, так же как и для создания подлинника.
После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз настоял на том, что Кенигсберг вместе со знаменитым янтарным районом Балтики будет присоединен к его территории. Но основную роль в этом сыграл опять не янтарь. В этом месте Балтика зимой не замерзает, что позволяет иметь постоянную морскую базу.
Янтарь постоянно достается России в довесок, она к нему никогда особо не стремилась.
Поселок, в котором располагался известный комбинат по добыче и обработке янтаря называется Янтарный (Пальмникен-Кракстепеллен). На бывшем Самбийском полуострове слои янтароносной глины залегают на глубине 15 метров, поэтому здесь можно добывать янтарь карьерным способом. На один кубометр земли приходится 10 кг янтаря.
Прямо напротив Янтарного поселка через Гданьский залив находится Гданьск (бывший Данциг), еще одно историческое и географическое название, связанное с янтарем.После войны в пос.Южный на месторождении янтаря работали заключенные — под Калининградом располагались 2 лагеря, мужской и женский. Мужчины работали на добыче камня, женщины на обработке.
Условия здесь были мягкие, контингент составляла интеллигенция. Тем не менее после амнистии все заключенные покинули здешние места. В советское время комбинат, открытый в 1947 году, успешно работал, добывая до 600 тонн янтаря в год. Время от времени здесь даже заказывались дипломатические подарки.
Например, перед визитом Хрущева в Индию здесь было изготовлено янтарное ожерелье для Индиры Ганди.
Еще одно место добычи янтаря под Калининградом связано с трагической историей — это шахта «Анна». Сейчас добыча янтаря здесь заброшена. Шахта прорублена прямо в скале над пляжем.
30 января 1945 года в связи с приближением войск союзников начальник концлагеря Штуттхоф получил приказ уничтожить доказательства существования лагеря. 7 тысяч узников согнали к штольне, намереваясь затопить ее вместе с людьми. Директор шахты отказался это сделать наотрез и людей выстраивали на берегу моря колоннами по 50 человек и расстреливали.
Из 7 тысяч смогли выжить 12 человек. Рядом со штольней стоит монумент памяти жертв из нескольких камней с простой табличкой. Такой вот пляж есть на Балтийском море недалеко от Калининграда…
Когда-то за обладание этим клочком земли ломались копья, а на торговле янтарем построено не одно состояние еще со времен финикийцев. Однако борьба за янтарь не прекращалась и в последние годы, надолго переместистившись в сферу черного рынка. Долгое время комбинат в п.
Южном находился в запустении, а в 2000 году его даже признавали обанкротившимся. Вновь открыт комбинат в 2011 году. Конечно, история янтаря, в том числе и калининградского на этом не закончилась.
Копья ломаются до сих пор, современная его история c бандитскими разборками и контрабандистами заставляет вспомнить янтарные войны прошлого.
- О тайнах янтаря — в видеоролике «Жизнь за янтарь» из серии передач «Необъяснимо, но факт»
- Оригинал взят у world_jewellery в Янтарная комната — войны, мистика и судьбы сокровищ
Источник: https://irina0921.livejournal.com/720717.html
Екатерининский дворец. Янтарная комната
?
Previous Entry | Next Entry
pamsikИз рассказа «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»Давно хотела сделать этот пост – о Янтарной комнате. И подстегнул меня, наверное, телесериал «Екатерина». В любимом Санкт-Петербурге была давно, рассказ этот писался тоже давно, текст о дворце и комнате – стыдно маленький. Но с другой стороны – зачем вам лишние слова? Царское село – настолько мощная и ослепительно яркая достопримечательность России, что не читать надо – а ехать и смотреть своими глазами!
…Янтарная комната комната – это медовая ловушка! Глаза и вся твоя сущность просто отдыхает и растворяется в разных янтарных оттенках, и вообще там на тебя льётся такая солнечно-янтарная сила, что ты сам становишься янтарём.
*а в сериале, считаю, Екатерину должна была играть талантливая Екатерина Вилкова, и НИКАК не Марина Александрова…**кстати, знаете чем обязана Екатерина Великая возрождению памяти о себе? Это она присоединила к Росии Новороссию и Крым.
Глава 8. Екатерининский дворец. Янтарная комната.
Не смогу его описывать. Я была уже здесь один раз в детстве, сейчас вижу во второй и хочу насладиться общим впечатлением от всего вместе. Мои глаза и голова пока не делят его на Камеронову галерею, на Александровский дворец и парк. Да и вообще описывать Екатерининский дворец это неблагодарное дело – его надо видеть.
У организованных тургрупп, оказывается, есть одно значительное преимущество перед «дикими» туристами – их (т.е. нас) заводят во дворец со стороны парадного входа – роскошных золотых ворот. Это невероятная блистательная золотая причудливо-кованая красота.
- Рассказы о Петербурге:
Интересно, что буквально за неделю до нашего здесь появления в Екатерининском дворце сыграла свадьбу Волочкова. Я как раз дома внимательно рассматривала журнал, как она влетает на воздушном шаре. Это было как раз со стороны этих неимоверных ворот.Я её сейчас понимаю. Ведь такой красивейший дворец, его лужайки, газоны, клумбы, парки, его интерьеры украсят любое торжественное событие и превратят его в настоящий незабываемый праздник жизни. Дело за малым)) — за лишним миллиончиком.Мы видели Янтарную комнату !!! Её открыли (в 2003). В ней не разрешают фотографировать и запускают группы на 10-15 минут. За это время вы должны пропитаться её янтарным великолепием. И это удаётся легко! Маленький янтарик и то аккумулирует и генерит много солнечного тепла и энергии, а уж комната – это медовая ловушка! Глаза и вся твоя сущность просто отдыхает и растворяется в разных янтарных оттенках, и вообще там на тебя льётся такая солнечно-янтарная сила, что ты сам становишься янтарём.Янтарная комната – это нереально красиво. Туристов оттуда чуть ли не насильно выгоняют – никто не хочет уходить. Янтарные мозаики ещё щедро дополнены золотом – канделябрами, купидонами, орнаментами, плюс ещё зеркальные вставки.Янтарный рай. Просто янтарная райская комната.…Сканы сделаны из купленного в Екатерининском дворце мини-альбома «Янтарная комната»Издательство Ивана Фёдорова, 2004Ну! Приготовились? Выдохнули и…!!!Янтарная комната«Питер – то ли город, то ли виденье» и «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»
Посты о Санкт-Петербурге:
Источник: https://pamsik.livejournal.com/125148.html
Стоит знать: 7 мировых достопримечательностей, которые нельзя фотографировать
Давайте признаемся сами себе: многие из нас путешествуют только ради того, чтобы сделать фотографию на фоне очередной достопримечательности. Ведь как гласит негласный закон 21-го века: если у тебя нет фото — значит этого не было. Это касается как пробежек или посещения концертов, так и путешествий.
Поэтому неудивительно, что когда вы впервые видите перед собой условные Эйфелеву башню или Гранд-Каньон, ваш первый рефлекс — сделать фото.
Однако, в мире есть такие достопримечательности, фотографировать которые запрещено. Причем, многие из них очень известны.
Эйфелева башня
У вас может сразу возникнуть вопрос: «Секундочку. Я был(а) возле Эйфелевой башни и сделал(а) сотню фотографий на ее фоне, и мне ничего не было». Это верно, пока такой формат разрешен. Но стоит также знать, что ночные снимки Эйфелевой башни находятся под защитой авторского права, начиная с 1985 года.
По крайней мере для коммерческого использования или выкладывания в социальных сетях. Понятно, что европейское правосудие вряд ли дотянется до вас, если вы опубликуете ВКонтакте изображение ночной башни на свой стенке.
Но в той же Европе даже при некоммерческом использовании рекомендуется использовать подпись „Tour Eiffel – Illuminations Pierre Bideau“.
Тадж-Махал
Еще одна всемирно известная достопримечательность, фотографируемая тысячу раз на дню. Однако фотографирование внутреннего убранства храма находится под запретом.
На входе туристам следует сдавать свои штативы и фотоаппараты. Кроме того, мобильные телефоны должны быть отключены или переведены в беззвучный режим, чтобы не нарушать торжественную тишину внутри.
Лишь несколько профессиональных фотографов имеют право снимать внутри Тадж-Махала.
Квартал красных фонарей в Амстердаме
Это правило действует не только в Амстердаме, но и на всех улицах красных фонарей других городов. Вы можете делать общие планы улицы, но за фото работающих дам у вас моментально могут возникнуть проблемы.
20 городов Европы с самым высоким качеством жизни
Вестминстерское аббатство
Это самая известная церковь во всей Великобритании и место, где было короновано бесчисленное множество британских правителей. Вы можете делать сколько угодно фотографий снаружи, но внутри это делать запрещено. Согласно сайту Церкви, вы должны наслаждаться убранством храма, а не отвлекаться на фотографирование.
Трафальгарская площадь
Еще одно место в Лондоне, которые, согласно журналу «Weekend» фотографировать запрещено. Так что если вы хотите пофотографировать знаменитую площадь, вам нужно запрашивать разрешение лично у мэра. К счастью, это ограничение касается только профессиональных фотографов. Туристы могут щелкать сколько угодно.
Репродукция янтарной комнаты
Настоящая янтарная комната была утеряна, а ее репродукция находится в Санкт-Петербурге. И хоть внутреннее убранство является шикарным объектом для съемки, делать это, согласно «T-Online», запрещено. Однако находятся глупцы смельчаки, которые нарушают этот запрет и выкладывают фото в социальные сети.
Сикстинская капелла
Именно здесь находится знаменитая картина «Сотворение Адама». Но фотографировать внутри запрещено. Любой, кто попадется на нарушении этого правила, будет вынужден покинуть храм, и даже может лишиться своей камеры.
Рекомендуем также почитать
Источник: https://planet-guide.com/places-where-photography-is-not-allowed/
Проклятие янтарной комнаты — МК
Можно ли еще найти восьмое чудо света?
Не подходи — убьет!
Загадки продолжались и после смерти доктора Роде. Когда вскрыли его еще свежую могилу, она оказалась пуста. Тогда же, в сорок пятом, в Кёнигсберге погиб майор госбезопасности Иван Курица, который занимался поисками Янтарной комнаты. Его мотоцикл на полном ходу врезался в натянутую металлическую проволоку, а свидетеля, к которому спешил майор, нашли задушенным.
Бывший гауляйтер Восточной Пруссии Эрик Кох умер в польской тюрьме, где отбывал пожизненное заключение, после того как дал своему следователю Леонарду Нувелю письменное обязательство оказать помощь в поиске Янтарной комнаты взамен на освобождение. А вскоре и следователь трагически погиб в автокатастрофе.
В списке жертв восьмого чуда света люди разных профессий и разных национальностей, их объединяло одно: активный интерес к исчезнувшему сокровищу.
С Янтарной комнатой связывают и гибель в автокатастрофе на МКАД в декабре 1992 года первого заместителя начальника ГРУ генерал-полковника Юрия Гусева, который в беседе с журналистом Сергеем Турченко произнес фразу: «Допустим, я знаю, где находится Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам о ней, через неделю ни вас, ни меня в живых не будет».
При не менее странных обстоятельствах ушли из жизни два известных немецких охотника за сокровищами: Георг Штайн и Пауль Энке. Первый якобы покончил с собой очень экзотическим, самурайским способом, а второй скоропостижно скончался в больнице.
Конечно, нельзя исключить, что к смерти всех этих людей Янтарная комната не имеет никакого отношения. Бывают же на свете совпадения, но не слишком ли их много?
На поисках подарка кайзера Фридриха Петру I уже не раз ставили точку. Затонула, сгорела, истлела — нечего больше искать.
Но известный историк Клаус Гольдманн, бывший главный хранитель Немецкого музея доисторических времен и древней истории как никто другой знает, что трофейные ценности имеют одно уникальное качество: иногда они всплывают.
Как, например, золото Шлимана: чаши, вазы и украшения, найденные при раскопках Трои немецким археологом Генрихом Шлиманом и подаренные им немецкому народу. Эти вещи бесследно исчезли в сорок пятом. Никто не верил, что они еще существуют.
Историк Клаус Гольдманн верит, что Янтарная комната существует.
Они возвращаются!
В самом начале семидесятых молодому хранителю музея поручили подготовить выставку. После войны музей недосчитался множества экспонатов.
Некоторые объекты чудом уцелели после прямого попадания бомбы в феврале сорок пятого, их нашли на развалинах.
Ряд ценных вещей вернулись из надежных бункеров-хранилищ, чьи шестиметровые стены могли отразить любой удар. В то время не имелось оружия, способного поразить эти укрытия.
— Но о какой выставке можно было говорить, когда отсутствовали главные шедевры, которые никто даже не искал, — говорит доктор Гольдманн. — В Берлине всегда верили, что сокровища троянского царя Приама и золотой клад из Эберсвальде пропали безвозвратно.
Дело в том, что Советский Союз в 1955 году вернул бесценные полотна Дрезденской галерее, а в 1959-м в ГДР прибыли триста железнодорожных вагонов с полутора миллионами культурных ценностей, вывезенных трофейной комиссией после войны.
Поскольку произошел такой большой возврат, здесь считали, что все остальное можно списать на военные потери: что-то пострадало при транспортировке, что-то погибло. Но один военный переводчик, очевидец событий, рассказал мне, что все ценности грузились очень бережно.
В конце концов деятельностью трофейной комиссии руководили директора музеев, а не случайные люди, безразлично относящиеся к шедеврам культуры. А потом я нашел документы, которые, вероятно, спрятал директор нашего музея профессор Вильгельм Унферцагт.
При передаче клада Приама вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре он получил транспортные документы: сколько ящиков вывезено, вплоть до номерных знаков грузовиков.
Немецкие ученые рассматривают сокровища Трои в Музее имени Пушкина.
Это было совсем иначе, чем с американцами, которые тоже попользовались трофейными предметами искусства из Германии. Сокровища рейха буквально свалились им в руки, а в Вашингтоне сразу поняли их ценность.
Уже 10 апреля генерал Эйзенхауэр получил от генерала Маршалла указание под грифом строжайшей секретности, по сути, «после прочтения сжечь», срочно доставить «трофеи» в будущую американскую зону оккупации.
— В отличие от других я не верил, что все это переплавлено и уничтожено, и начал систематические поиски, — продолжает мой собеседник. — Сначала меня объявили сумасшедшим. А потом пришел первый успех. Профессор Унферцагт в 71-м умер, и его вдова кое-что передала мне.
В 43-м вышел приказ фюрера, который относился ко всем музеям: сохранить раритеты на микрофильмах. Пятьдесят томов с инвентарными описями и каталожными номерами экспонатов через полгода были у меня. С этого момента меня стали называть детективом в области искусства.
Когда в октябре 1994 года из запасников Музея изобразительных искусств имени Пушкина извлекли на свет божий прекрасно сохранившиеся троянские сокровища, немецкие специалисты в специальных белых перчатках смогли прикоснуться к бесценным оригиналам. Это был самый счастливый момент в жизни главного хранителя музея Клауса Гольдманна, его звездный час.
«Акция завершена…»
Когда в квартире историка раздается очередной звонок с вопросом о судьбе Янтарной комнаты, он всегда отвечает: «Это не телефонный разговор!» Доктор Гольдманн убежден: поиски военных трофеев — дело небезопасное.
— Что-то необъяснимое произошло в 87-м году: началась череда смертей. Семнадцатого августа в тюремной камере был убит 93-летний нацистский преступник Рудольф Гесс, которого предполагалось освободить по «гуманным соображениям». Через три дня не стало Георга Штайна.
Он не один год занимался частным расследованием и тратил все свои доходы на то, чтобы установить местонахождение Янтарной комнаты, которая стала главным делом его жизни. Попутно ему удалось найти сокровища ризницы Псково-Печорского монастыря. Согласно официальной версии, 20 августа 1987 года он покончил жизнь самоубийством: вспорол себе живот. Это чушь. Георг Штайн несомненно был убит.
Я разговаривал с ним за несколько дней до его смерти, он хотел созвать большую пресс-конференцию. Потом его архив оказался в России.
Безусловно, фигура Штайна самая трагическая. Его называли Индианой Джонсом Янтарной комнаты. Некоторые считали, что поиск утраченного шедевра стал его манией, болезнью. В костер расследований Штайн бросил все благосостояние своей семьи. Но, возможно, он подобрался еще к каким-то опасным тайнам Третьего рейха и тем самым подписал себе приговор.
— Он очень тщательно работал и стал неудобным, потому что влезал в вещи, которые определенным людям были неприятны: они касались нацистского прошлого.
А в послевоенной ФРГ во времена Аденауэра многие высокопоставленные нацисты заняли опять ведущие посты в промышленности, — считает берлинский журналист Герд Дитер Шмидт, который сейчас собирает материалы для новой книги о судьбе Янтарной комнаты.
Журналист Герт Дитер Шмидт проверяет новую версию.
Георг Штайн был, пожалуй, самым известным расследователем бесценной пропажи. После его гибели, несколько недель спустя, умер Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате» — документального романа, написанного на полях реального дела под названием «Пушкин». Он перерыл полстраны — все бесполезно. ГДР потратила миллионы марок. Но дело осталось нераскрытым.
— Пауль Энке официально был сотрудником министерства внутренних дел ГДР, на самом деле он имел непосредственное отношение к штази.
Когда я со съемочной группой NDR снимал фильм в США, мы нашли любопытный документ американской службы Аллена Даллеса: рапорт от 27 апреля 1945-го о том, что 12 апреля адмирал Денниц провел 24 часа в Берне. Я написал письмо Паулю Энке с просьбой о встрече.
Он согласился, а в конце 87-го года внезапно попал в больницу с воспалением поджелудочной железы и умер. Дата смерти была изменена. Поразительное совпадение: в тот же день и меня забрали в больницу с тем же диагнозом. Я тоже был на волосок от смерти.
Но череда нераскрытых убийств и очень странных несчастных случаев, похоже, не останавливает очередных поисковиков. Они не теряют надежду нащупать следы Янтарной комнаты.
Проблема розыска пропавших ценностей осложняется еще и тем, что люди, которые возглавляли транспорт, не знали, что конкретно находится в ящиках. Эти списки доставлялись специальными курьерами.
Поэтому свидетели и участники транспортировки трофейных сокровищ могли только подозревать о содержимом контейнеров. Их воспоминания с большой натяжкой можно назвать свидетельствами.
Но каждая новая информация об исчезнувшем шедевре вызывает очередной приступ янтарной лихорадки.
У берлинского журналиста Герта Дитера Шмидта тоже есть своя версия, обещающая стать сенсационной. Он показывает мне ксерокопию рисунка, на котором изображены чертежи неких кораблей.
— Этот рисунок принадлежит эсэсовцу Вольфгангу Келеру, он сделал его в 1946-м, после возвращения из плена, — рассказывает журналист. — Эксперты считают, что рисунок подлинный, но разгадать его очень сложно. Я консультировался с конструкторами-судостроителями, они говорят, что это не настоящие корабли.
Но, возможно, это шифрограмма. Сын Келера еще жив, своего отца он считает преступником. Поразительно, что этот человек жил в ГДР неузнанным. Не исключено, конечно, что под другим именем. Работал на немецко-российском акционерном предприятии «Висмут», которое занималось разработкой урана в Рудных горах.
Рисунок эсэсовца Келера напоминает шифрограмму.
Один из главных источников Герта Дитера Шмидта — это архив известного немецкого историка Гюнтера Вермуша, несколько лет безуспешно искавшего злополучную реликвию и выпустившего книгу под названием «Сага о Янтарной комнате».
Именно Гюнтер Вермуш встречался с немецким пилотом, который должен был вывезти Янтарную комнату из города Торна, расположенного в излучине Вислы, куда ее доставили непосредственно из Кёнигсберга.
Свой «Юнкерс-52» с ранеными из Лодзи он посадил на аэродром 18 января 1945 года. А утром на аэродроме появился генерал Райнефарт из СС и приказал пилоту перебросить одиннадцать ящиков в Рерик, на побережье Балтийского моря.
По словам летчика, в них была Янтарная комната.
— Самое интересное, что пилот так и не полетел, — говорит журналист Шмидт. — Русские танки атаковали аэродром, и летчик получил осколочные ранения обеих ног. Его забрали в госпиталь. Вместо него в воздух поднялся бортмеханик. Его судьба неизвестна.
По словам пилота, ящики с Янтарной комнатой собирались переправить на аэродром люфтваффе, где находились офицерская школа и бункеры. Вероятно, в одном из них и спрятали части комнаты. Руководил акцией штурмбаннфюрер Вюст, который и отправил радиограмму в ведомство Гиммлера — министерство имперской безопасности.
В январе 1945 года британская армейская разведка перехватила эту шифровку: «Акция завершена. Янтарная комната депонирована в „ВШ“. Подходы взорваны. Жертвы из-за действий врага. Отто Рингель». Человека с такой фамилией не удалось установить.
Не исключено, что это вымышленное имя, псевдоним, под которым скрылся штурмбаннфюрер СС Вюст. Интересно, что кто-то поддерживал его после войны до самой смерти в 1947 году: присылались посылки с продуктами, перечислялась ежемесячная пенсия.
К слову, умер штурмбаннфюрер тоже неожиданно. Медсестра больницы, где он лежал, рассказывала, будто незадолго до смерти пациента навестили старые товарищи. История болезни исчезла, а в кладбищенской книге отсутствует запись о захоронении Вюста.
Может быть, его убрала некая организация по защите Янтарной комнаты?
— Для тех, кто не знает русского языка, «ВШ» — это ребус, — рассуждает мой собеседник.
— Текст печатали на машинке с кириллицей, а значит, таинственное русское сокращение «БШ» могло быть немецким «ВIII», то есть речь шла о «бункере III».
После смерти Вюста его сын-подросток в угольном погребе обнаружил портфель с документами, касающимися Янтарной комнаты, которые из страха перед КГБ поспешил сжечь.
На одной страничке говорилось, что Георгу Рингелю поручалось эвакуировать Янтарную комнату в определенное место, которое было зашифровано буквами «BSCH», и указывалось, как следует замаскировать объект. Другой листок содержал сообщение о выполнении задания.
— Считалось, что гауляйтер Кох был в курсе транспортировки Янтарной комнаты, но это не так. Он не знал даже, куда делась его собственная коллекция. Моя точка зрения: радиограмма направлялась не Гиммлеру, а Герингу — в министерство люфтваффе. А это уже другая история.
После 45-го в казармах офицерской школы при аэродроме одно время размещались немецкие беженцы из Восточной Пруссии, потом там оборудовали советский гарнизон, — рассказывает мой собеседник. — А в 1991-м Борис Ельцин, находясь с официальным визитом в Германии, неожиданно заявил: «Мы знаем, где находится Янтарная комната, это был военный объект.
И если немцы позаботятся о ее возвращении, они получат сокровища Приама». Больше никогда он не возвращался к этой теме, но эта фраза вызвала новый приступ янтарной лихорадки. Потом место на побережье купила крупная немецкая фирма по торговле недвижимостью. Собирались построить отели, поле для гольфа, но так ничего не сделали.
На территорию сегодня не попасть: по периметру возведен забор, объект охраняется частной службой безопасности.
* * *
Существует ли еще Янтарная комната? Или это просто мираж, волнующий воображение безумцев?
— Я убежден, что Янтарная комната сохранилась, — не сомневается Клаус Гольдманн. — Предположительно, она находится недалеко от Германии. Но возникает другой вопрос: кому принадлежит восьмое чудо света? Считается, что после революции она стала собственностью СССР.
Но это был подарок Петру Великому, к которому прилагалось свидетельство, где указывалось, что в случае прекращения существования династии Янтарная комната должна вернуться дарителю — потомкам кайзера Фридриха. Я не видел этот документ, но слышал о нем в очень высоких дворянских кругах.
Получается, украли не советскую собственность, а немецкую. Янтарная комната сохранилась, но это тайна за семью печатями. Не случайно гибнут люди, которые, вероятно, слишком близко подходили к разгадке. Правда, есть одно «но»: янтарь со временем окисляется.
И поверьте мне, что восстановленная Янтарная комната прекраснее оригинала.
Берлин—Москва.
Источник: https://www.mk.ru/politics/world/2011/12/01/648888-proklyatie-yantarnoy-komnatyi.html
Вопросы и ответы
-
Вопрос: Возможен ли предварительный заказ билетов?
Ответ: Предварительный заказ билетов в Екатерининский дворец-музей, в музей «Россия в Великой войне» (Ратную палату) и на выставку Придворный экипаж XVIII — начала XX века для частных лиц возможен через систему он-лайн бронирования. Организациям необходимо заранее отправить официальный запрос на имя директора музея по факсу: 465-21-96.
-
В: Почему нельзя входить в музей через Золотые ворота?
О: Со стороны Парадного плаца осуществляется вход организованных групп по предварительным заявкам от туристических фирм, имеющих договор с музеем.
-
В: Почему нельзя фотографировать в Янтарной комнате?
О: Янтарный декор этого дворцового зала крайне светочувствителен. С годами цветовая гамма янтаря, имеющего природное органическое происхождение, изменяется. К тому же любительская фотосъёмка затрудняет движение туристического потока.
-
В: Почему нельзя кататься на санках, лыжах и «ватрушках»?
О: Катание на санках, санках-ледянках, лыжах, «ватрушках» и других зимних снарядах, а также заезд, проезд различных видов транспорта по снегу, покрывающему газоны в парках ГМЗ «Царское Село», недопустимы. Потому что:
– интенсивное катание ведёт к уплотнению снежного покрова и дальнейшему обледенению, что приводит к деградации газонного покрытия, его неоднородности и эстетической непривлекательности, а также к локальной деформации рельефа; – ремонт газона, в местах, повреждённых при зимнем катании, влечёт за собой большие денежные траты, а формирование качественного травостоя возможно лишь по истечении 3-4 лет после ремонта, что негативно сказывается на эстетическом восприятии памятника садово-паркового и ландшафтного искусства.
-
В: Почему зимой территорию прилегающую к роднику у павильона «Арсенал» не чистят от льда? Можно ли пить воду из родника у «Арсенала» и из фонтана «Девушка с кувшином»?
О: По результатам исследований Регионального геоэкологического центра Министерства природных ресурсов РФ, вода из родника у павильона «Арсенал» и фонтана «Девушка с кувшином» не соответствует нормативам для питьевых вод (по показателю жёсткости) и не предназначена для питья.
В связи с этим Администрация ГМЗ «Царское Село» не считает правильным создавать условия для беспрепятственного доступа к воде из данных источников в зимний период.
-
В: Нет ли ошибки в названии экспозиции, открытой в павильоне «Нижняя ванна» Екатерининского парка? Оно звучит как «Кавалерская мыльня XXI века». Почему XXI, а не XIX?
О: Ошибки в названии нет, именно так оно и должно звучать – «Кавалерская мыльня XXI века».
Дело в том, что это концептуальное название отражает принцип, согласно которому авторы-создатели экспозиции строили свою работу. Несмотря на то, что здание использовалось по своему прямому назначению вплоть до 1917 года, внутренняя отделка его практически не сохранилась.
Архивные документы не давали полной картины убранства, за исключением разве что основных его элементов – наличия росписи на стенах и сводах, мраморных каминов в Комнате отдыха и Раздевальне, а также балюстрады вокруг круглой ванны в центральном зале.
То же самое относилось и к предметам – сведения о них были слишком обобщенными – в раздевальнях стояла мебель карельской березы и красного дерева, помещение парильни было обшито липой, ушата скреплены медными обручами, а центральный бассейн изготовлен из олова.
Таким образом, достоверной картины интерьеров Нижней ванны не существовало. Целью музейщиков стал ответ на вопрос – какими могли быть помещения Ванны и чтό могло их наполнять?.. Зрителю предлагается «подсмотреть» непарадную сторону жизни императорской резиденции и погрузиться в атмосферу тепла, неги и расслабленности. «Оживить» павильон звуками плещущейся воды, тихого невнятного разговора, бликами разгорающегося в каминах огня, обволакивающим запахом хвои в парной и легкими цветочными ароматами – в женской ванне помогли современные технологии. Именно эти спецэффекты, ряд которых разработан или усовершенствован в XXI веке, в сочетании с названием павильона, пришедшим из XVIII столетия, и подлинными предметами XIX века из музейных коллекций, придали неповторимое очарование проекту под названием «Кавалерская мыльня XXI века»!
- К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
- Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату — Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.
- Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.
- Официальное открытие
Источник: http://cdn.tzar.ru/info/faq
Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны
2010-04-29T09:00+0400
2010-04-27T17:24+0400
https://ria.ru/20100429/227384217.html
Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны
https://cdn24.img.ria.ru/images/19762/51/197625149_0:131:3070:1869_1036x0_80_0_0_e57f3683416cf02a788706d4d146a619.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.
Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.
История создания Янтарной комнаты
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора.
В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся.
Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.
Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея — создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику — Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.
Янтарная комната в России
В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы.
В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков.
История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен.
Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции.
Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.
Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.
Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха.
Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов.
Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.
Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг.
Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.
Восстановление Янтарной комнаты
В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.
За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.
29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты.
В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.
В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села.
Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село».
В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения.
Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.
В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.
Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.
3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.
Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.
Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;
‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20100429/227384217.html