Почему нельзя дуть на еду в исламе?

Приём пищи – это действие, которое совершает каждый человек, ибо жизнедеятельность любого живого существа зависит от питания. Однако в зависимости от того, что потребляет человек и каким образом проходит процесс употребления пищи, зависит многое.

Также важен момент начала и завершение трапезы. Как известно, приём пищи следует начинать с упоминания имени Аллаха и заканчивать, также воздав хвалу Всевышнему и совершив дуа.

Такая трапеза непременно принесёт человеку пользу, и вдобавок к этому ему запишется за это вознаграждение.

Однако некоторые действия во время трапезы могут лишить еду бараката. Крайне нежелательно брать пищу левой рукой, и об этом сказано и написано очень много. Поэтому здесь мы ограничимся только напоминанием о нежелательности этого действия.

Во время приёма пищи многие люди дуют на горячую еду или питье. Многие делают это неосознанно, ибо им не приходит в голову, что это может быть вредно.

Когда речь заходит о том, что является макрухом (нежелательным) при приёме пищи, то в первую очередь на ум приходит именно дутьё на пищу. Приступать к трапезе, когда еда горячая, считается не только макрухом, но и причиной уменьшения бараката этой пищи.

  • Аль-Хатиб Аш-Ширбини, перечисляя адабы приёма пищи в своей книге «Мугни аль –мухтадж», пишет следующее: «…не употреблять горячую еду, пока она немного не остынет».
  • От Асмаъ бинт Абу Бакр (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что она, когда готовила суп, накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, и потом говорила:
  • إني سمعت رسول الله – صلى الله عليه وسلم – يقول: إِنَّهُ أَعْظَمُ لِلْبَرَكَةِ . يَعْنِي الطَّعَامَ الَّذِي ذَهَبَ فَوْرُهُ
  • «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в этом наибольшая благодать», имея в виду еду, которая перестала вариться». (Ибн Хиббан, 1344; Аль-Хаким, 4/118; Байхакъи, 7/280)
  • Также передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
  • لا يؤكل طعام حتى يذهب بخاره

«Не следует принимать пищу, пока от неё поднимается пар». (Байхакъи в «Аль-Ирваъ», 2038).

  1. Также от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
  2. أبردوا الطعام الحار فإن الطعام الحار غير ذي بركة
  3. «Остужайте горячую еду, ибо, поистине, горячая еда не благодатна». (Хаким)
  4. Почему нельзя дуть на еду в исламе?
  5. Всё это относится не к обычной, в меру горячей пище, а к еде, которая не перестала кипеть, и от неё ещё поднимается пар; между ними есть разница, ибо та еда, которая перестала кипеть, не перестаёт быть ещё горячей.

Также в хадисах Пророка ﷺ говорится о запрете дуть в посуду или выдыхать в сосуд во время питья воды или других напитков.

Запрет (нежелательность) дуть на посуду может быть связан с целым рядом причин: дующий может быть болен, что может негативно отразиться на тех, кто собирается пить после него, или же это вызовет отвращение у других к этой еде. В любом случае это считается неприличным поступком.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أنَّ النَّبيَّ — صلى الله عليه وسلم — نَهَى عَن النَّفْخ في الشَّرَاب ، فَقَالَ رَجُلٌ : القَذَاةُ أراها في الإناءِ ؟ فَقَالَ : أهرقها . قَالَ إنِّي لا أرْوَى مِنْ نَفَسٍ وَاحدٍ ؟ قَالَ : فَأَبِنِ القَدَحَ إِذَاً عَنْ فِيكَ

«Когда Пророк ﷺ запретил дуть на питьё, один человек сказал: «Но иногда я вижу в нём соринки«. Пророк ﷺ сказал: «Выплесни их«.

Этот человек сказал: «Поистине, я не напиваюсь за один дух«. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи стакан ото рта (то есть: отведи кубок ото рта и сделай вдох)«».

(Имам Ахмад, 3/32; Тирмизи, 1887; Ибн Хиббан, 5327)

  • Также от Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
  • أَنَّ النَّبِيَّ — صلى الله عليه وسلم — نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ
  • «Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него». (Тирмизи, 1888; Абу Дауд, 3728; Ибн Маджах, 3428 и 3429)

Как мы выше упомянули, нет принципиального запрета дуть на еду или в посуду. Это является не приказом Посланника Аллаха ﷺ, а советом. Поэтому, с точки зрения фикха, дуть на еду или в посуду является нежелательным действием (макрух), противоречащим адабу приёма пищи.

Однако в любом случае мусульманину следует воздержаться от этого, ибо соблюдение адабов занимает очень важное место в Исламе.

Пусть каждый человек размышляет над тем, какую заботу проявляет шариат, чтобы научить мусульманина повседневным адабам, которые он должен соблюдать даже во время еды и питья. Как много внимания уделяется в книгах учёных-богословов вопросам адаба, гигиены и чистоты. Это всё лишний раз подтверждает истинность и совершенство религии Ислам!

Резюмируя, хотелось бы сказать: не следует есть очень горячую пищу, необходимо дождаться, когда она немного остынет. Посланник Аллаха ﷺ никогда не дул на еду и не дул в посуду, из которой ел или пил, и предостерегал других от этого, так как это не соответствует адабам.

  1. Муслим Абдулаев

Источник: http://IslamDag.ru/vse-ob-islame/49756

Следуем Сунне: 2 правила обращения с горячей пищей

Почему нельзя дуть на еду в исламе?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В одном из хадисов, приведенных в книге имама Аль-Газали «Возрождение религиозных наук», сказано: «В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду».

Известно, что в природе не существует пищи, температура которой превышала бы 36-38 градусов по Цельсию. И организм человека также ни функционально, ни морфологически не приспособлен к переработке высокотемпературной пищи. Однако же, будучи вынужденным переваривать горячие блюда или напитки, он терпит большие нагрузки, со временем перерастающие в хронические болезни.

Как это происходит?

Под действием горячей пищи происходит распад белков в тех участках пищеварительного тракта, которые соприкасаются с ней. Температура, при которой происходит этот распад – около 46-48 °С. Слизистая оболочка желудка подвергается повреждениям по причине высокой температуры, что, как следствие, приводит к аутолизу. То есть желудочный сок переваривает стенку собственного желудка, формируя язву.

Горячая пища обжигает стенки пищевода, слизистая «омертвляется», и омертвление поврежденной ткани распространяется и на другие оболочки пищевода. Ткань пищевода отекает, глотание нарушается. Со временем отек может уменьшиться, однако омертвевшие ткани по-прежнему отторгаются, что в конце концов «выливается» в стеноз или сужение пищевода.

В высокотемпературной пище также нарушена ее структура. Белки, витамины и значительная часть ферментов разрушаются. А последние, как известно, играют важную роль в обеспечении аутолиза – внутриклеточного переваривания потребленной пищи и ее усвоения.

Когда этот процесс нарушается (по причине высокой температуры), в желудочно-кишечном тракте пища переваривается не полностью, часть структур пищи сохраняется, загрязняет организм и затрудняет ее усвоение.

Результат – высокие энергетические затраты и нарушенный обмен веществ.

Итак, правило первое – не употреблять горячие напитки и пищу, так как они оказывают болезнетворное воздействие на органы пищеварительной системы (желудок, пищевод, загрязнение кишечника) и организм в целом – высокие энергетические затраты, нарушение обмена веществ.

В хадисе сказано: «Охлаждайте свою еду». Многие в качестве способа охлаждения предпочитают дуть на еду, что также является порицаемым с точки зрения Ислама.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выдыхайте воздух в сосуд во время питья».

Также Абу Давуд передал похожий хадис со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и в нем также сказано: «…и не дуйте в него».

Один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А если я увидел соринку?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слей ее». «Но я не могу напиться за один вздох», — продолжал мужчина (то есть мне приходится дышать на сосуд во время питья). Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Отрывай сосуд ото рта, а затем уже дыши».

Как объясняется этот запрет с точки зрения науки?

К сожалению, достоверных научных источников, объясняющих вред дутья на еду и питье найти не удалось.

Однако согласно некоторым предположениям, взаимодействие благотворных бактерий, «выдуваемых» на питье и пищу, с высокой температурой преобразует их функцию с благотворной на вредоносную.

И в случае употребления этой пищи и питья эти бактерии могут стать «инициаторами» таких болезней как гастрит, язва, злокачественные образования в пищеварительном тракте.

Правило второе – не охлаждать еду и питье дутьем на нее.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Он не говорит по прихоти. Это – все лишь внушаемое ему откровение». Таким образом, следование Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является не только дорогой к милости Аллаха, высоким надеждам, но также и способом сохранить здоровье тела и души.

Ася Гагиева

Источник: https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/sleduem-sunne-2-pravila-obrasenia-s-goracej-pisej/

Почему в исламе нельзя дуть на горячую еду?

Многие из нас имеют привычку автоматически дуть на горячую пищу или напиток, чтобы не обжечь свои внутренние органы ею (им). А наш любимый Пророк запретил нам делать этого. Почему?!

До сих пор считалось, что этот запрет из области культуры приема пищи, и уважения к дарам Всевышнего, к которым относятся еда и питье, а также гигиены приема пищи. Недавно ученые сделали открытие, которое дает право смело говорить о том, что Пророк (мир ему и благословение) ничего просто так не запрещал, и в этом запрете скрывается большое благо для нас с вами.

В организме человека существуют специальные полезные бактерии, с функцией борьбы с вредными микробами и противостоянию их вредоносным действиям. Бактерия находится примерно в горле человека, и когда мы хотим подуть на горячее блюдо, бактерия эта выходит наружу.

Под действием горячего пара, полезная функция бактерии меняется на вредоносную.  В последующем проникает с пищей обратно во внутрь и вызывает такие болезни, как гастрит и язва желудка. Есть и большой риск получить злокачественные новообразования в пищеводе человека.

Температура пищи не может превышать 36-38 градусов по Цельсию. Ну и организм человека не может перерабатывать высокотемпературную пищу. В противном случае, организм вынужденно работает с горячей пищей, допуская большие нагрузки, которые могут перерасти в хронические заболевания.

Научно доказано, что распадение белка на микроэлементы производится под высокой температурой (около 48 градусов). При работе под высокой температурой слизистая оболочка желудка страдает и может привести к аутолизу. Что это значит? Желудочные кислоты начинают переваривать стенки желудка, тем самым вызывают язвы.

Стенки пищевода обжигаются, и поврежденные ткани переходят на другие оболочки пищеварительного такта человека. Пищевод может вызвать отеки, нарушает процесс глотания.

В хадисе сказано: «Охлаждайте свою еду». Многие в качестве способа охлаждения предпочитают дуть на еду, что также является порицаемым с точки зрения Ислама. От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выдыхайте воздух в сосуд во время питья».

Также Абу Давуд передал похожий хадис со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и в нем также сказано: «…и не дуйте в него». Один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А если я увидел соринку?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слей ее».

«Но я не могу напиться за один вздох», — продолжал мужчина (то есть мне приходится дышать на сосуд во время питья). Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Отрывай сосуд ото рта, а затем уже дыши».

Как объясняется этот запрет с точки зрения науки? К сожалению, достоверных научных источников, объясняющих вред дутья на еду и питье найти не удалось. Однако согласно некоторым предположениям, взаимодействие благотворных бактерий, «выдуваемых» на питье и пищу, с высокой температурой преобразует их функцию с благотворной на вредоносную.

И в случае употребления этой пищи и питья эти бактерии могут стать «инициаторами» таких болезней как гастрит, язва, злокачественные образования в пищеварительном тракте. Правило второе – не охлаждать еду и питье дутьем на нее. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Он не говорит по прихоти. Это – все лишь внушаемое ему откровение».

Таким образом, следование Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является не только дорогой к милости Аллаха, высоким надеждам, но также и способом сохранить здоровье тела и души.

Источник: http://www.ihsan.kz/ru/articles/view/7917

Этикет приема пища в Исламе

Правила, которые следует соблюдать до приема пищи

1)    Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе.

2)    Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к  тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.

3)    Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4)    Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы  подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности.

Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания».

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли  будет нуждаться в помощи врачей.

  • 5)    Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.
  • 6)    Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).
  • Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи
  • 1)    Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха).
  • 2)    При завершении следует восхвалить Аллаха словами «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху).
  • 3)    Кушать следует только правой рукой.
  • 4)    Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.
  • 5)    Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.
  • 6)    Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).
  • 7)    Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.
  • 8)    Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.
  • 9)    В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.
  • 10)  Нельзя дуть на горячую еду.

11)  Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками, а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

  1. 12)  Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.
  2. 13) При питье сосуд надо держать правой рукой.
  3. 14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб».

  • Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи
  • 1)    Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.
  • 2)    Облизать пальцы.
  • 3)    Завершив трапезу, следует очистить тарелку.
  • 4)    Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.
  • Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это».
  • 5)    После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.
  • Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе
  • 1) Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

2) За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

3) Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай».

Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

4) Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

5) Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя  шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды и др.

Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям

1) Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Бывало Хайсама (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима и аль-А’маша и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».

2) Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.

3) Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.

4) Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда.

Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо.

Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался.

Этикет принятия гостей

1) Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.

2) Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.

3) Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.

4) Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.

5) Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.

Также следует отказаться от приглашения  несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков, а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.

6) Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.

  1. Этикет подачи пищи к столу
  2. 1)    Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.
  3. 2)    Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:
  4. «…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным. Лучшей едой после мяса является сарид. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

  • 3)    Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.
  • 4)    Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.
  • 5)    Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.
  • 6)    Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

7) Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Источник от http://dum-spb.ru

Источник: http://minbar.kz/islam/blog/id/2072.html

запрещается дуть на еду и питье

Скачать https://ar-rad.ru/wp-content/uploads/2017/02/Kogda-zapreshhaetsya-dut-na-edu-i-pite.mp3

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

  А затем:Наш устаз, да хранит его Аллаh, сказал: جاء النهي عن النفخ في الطعام والشراب  فقد روى الإمام أحمد عن ابن عباس رضي الله عنهما قال : نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم  فيُكره النفخ في الطعام وفي الشراب المشتَرَك وروى ابن أبي شيبة من طريق كليب الجرمي أنه شهد عليا يَنهى القصّابين عن النفخ ، يعني في اللحم.

قال ابن قدامة في المغنِي : ويُكره النفخ في اللحم الذي يريده للبيع لما فيه من الغش . اهـ  والذي يظهر أنه لا يُكره النفخ في شراب حار يُريد أن يشربه إذا كان خاصا به ، أي لن يشرب منه غيره وكذلك لا يُكره نفخ النساء في الأسقية ، إذا لم يكن اللبن للبيع والله تعالى أعلم

  • «Запрещается дуть на еду и питье. Имам Ахмад передал хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавший:
  • «Посланник Аллаhа ﷺ запретил (дуть на еду и питье).
  • Нежелательность дуть на еду и питье одинаково.
  • Передал Ибн Аби Шейба по цепочки от Кулейба аль-Джарми, что он был свидетелям того, как Али запрещал мясникам дуть на мясо.
  • Сказал Ибн Къудама в «аль-Мугъни»:«Является мошенничеством дуть на то мясо, которое (приготовлено) для продажи».
  • И очевидно, что дуть на горячий напиток не порицается, Если кроме него никто не собирается пить (этот напиток). [1]

Точно также не порицается и женщинам дуть на бурдюки с молоком. Если конечно (это молоко) не на продажу. А всевышний Аллаh знает лучше».

  1. Я добавлю: Имам аль-Бухари и Муслим передали хадис от Абу Къатады, который сказал:
  2. نَهَى أَن يُتَنَفَّسَ فِي الإِنَاءِПосланник Аллаhа ﷺ запретил дышать в посуду
  3. Как сказал имам аш-Шаукани: посуда включает в себя еду и питье. 
  4. Более того, по поводу питья пришел конкретный хадис от Аби Са’ида аль-Худри у имама ат-Тирмизи, который сказал:
  5. نَهَى عَنِ النَّفخِ فِي الشَّرَابِПосланник Аллаhа ﷺ запретил дуть на питье.
  6. Хадис удостоверил имам ат-Тирмизи и Ибн аль-Къайим.

Такие комментаторы хадисов как Абу Бакр ибн аль-‘Араби, аль-Къуртуби, Ибн аль-‘Усеймин и другие указали, что запрет/нежелательность дуть на посуду связан с целым рядом причин. Из них: дующий может быть болен, что может негативно отразится для тех, кто собирается пить после него. Или же это повлечет отвращение у других к этой еде. Другие считали это неприличным поступком.

Таким же образом нельзя делать отрыжку в посуду, с которой будут кушать остальные, как сказал имам аш-Шаукани.

Примечание:

Если вы спешите и нет времени ждать пока еда/питье остынет и после вас нет никого в очереди к данному питью/пище, то дуть в такую посуду не порицается, как подметил ‘алляма Ибн ‘Усеймин.

А знание у Всевышнего.

[1] Т.е посуда принадлежит ему одному.

Источник: https://ar-rad.ru/125-kogda-zapreshhaetsya-dut-na-edu-i-pite/html

Сунны принятия пищи, сунны питья, посуда в исламе

Еду нельзя воспринимать как должное и превращать прием пищи в рутину, ведь нам бесконечно повезло: мы не страдаем от голода, тогда как голод – одна из серьезных проблем современности. В наших сердцах должна быть благодарность Аллаху за то, что Он наделил нас пропитанием.

К еде следует приступать с намерением поесть, чтобы получить силы на поклонение Всевышнему и совершение благих дел. А соблюдение следующих сунн делает прием пищи богоугодным делом.

  • ✓ Принимать пищу, сидя на полу, – это сунна. Следует снять обувь до начала еды и вымыть руки до запястий
  • ✓ Во время принятия пищи следует сидеть на коленях так, чтобы внешняя сторона стоп опиралась на землю, или сидя на левой стопе так, чтобы пальцы правой ноги упирались в землю
  • ✓ Перед принятием пищи нужно сказать: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Аллаха или بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ –Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим – Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Имам аль-Газали сказал: «Следует произнести басмалу вслух, чтобы напомнить об этом окружающим»

✓ Ешьте правой рукой.

Абу Муслим, да будет доволен им Аллах, передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, мир ему и благословение, и он сказал ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», — и тогда Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме гордости!», — и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку (Муслим)

✓ Ешьте то, что перед вами. Эта и некоторые другие сунны собраны в хадисе: «О, мальчик, помяни Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой» (Муслим)

✓ По возможности старайтесь есть тремя пальцами. «Пророк, мир ему и благословение, ел тремя пальцами» (Муслим). Так Пророк, мир ему и благословение, делал в большинстве случаев и для его уммы это также является предпочтительным

✓ Не следует есть очень горячую еду и не следует дуть на еду

✓ Если кусок пищи упал на землю, протрите / подуйте на него и съешьте. «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать» (Муслим).

В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану».

✓ Не следует критиковать еду. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её» (Аль-Бухари; Муслим).

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение, попросил у своих домочадцев (какую-нибудь) приправу, а они сказали ему: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Тогда он велел принести (уксус) и стал есть, приговаривая: «Какая прекрасная приправа уксус, какая прекрасная приправа уксус!» (Муслим)

  1. ✓ Во время еды не молчите все время
  2. ✓ После еды следует облизать пальцы и полностью очистить посуду. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел (своим сподвижникам) облизывать пальцы и очищать блюдо и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске вашей пищи скрыта) благодать (барака)» (Муслим)
  3. ✓ Затем нужно вознести хвалу Аллаху, произнеся الحمد لله‎ – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)
  4. После еды Пророк, мир ему и благословение, совершал такое дуа: الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة – АльхамдулиЛляхи ллязи ат'ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин – Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю
  5. ✓ По окончании трапезы нужно убрать оставшуюся еду, помыть руки и прополоскать рот

Сунны питья

✓ Перед питьем говорите: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Алла
ха. В конце одного длинного хадиса, переданного Абу Хурайрой, говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, взял стакан с молоком, произнес «Бисмиллях» и выпил, а затем воздал хвалу Аллаху» (Тирмизи, Кыйамат, 2595)

✓ Стакан следует держать правой рукой. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим, Ашриба, 105)

✓ Воду следует пить медленно, не торопясь. Передается от Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)

✓ По возможности выпивайте содержимое стакана в три глотка, каждый раз отдаляя стакан от рта

✓ Не следует выдыхать в стакан. Абу Катада, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас пьет воду, пусть не дует в стакан» (Джамиус-Сагыр, 1/294). Абу Саид, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Убери стакан с водой ото рта, а затем выдохни» (Джамиус-Сагыр, 1/38)

✓ Старайтесь не пить стоя. Нужно сначала присесть, а потом попить. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя» (Муслим). Однако в другом риваяте сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, пил воду, стоя у дверей мечети в Куфе, а затем сказал: «Некоторые считают неподобающим пить воду стоя. Однако я сам видел как посланник Аллаха пил воду стоя» (Бухари, Ашриба, 7/200)

  • ✓ Не следует пить прямо из бутылки. Правильней будет перелить воду в стакан
  • ✓ После питья говорите: الحمد لله‎ – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)
  • ✓ Угощать водой других — сунна! Ирбад ибн Сарийа, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если мужчина напоит водой свою жену, то он получит за это вознаграждение» (Тирмизи, Ашриба, 1/308)

Ежедневно можно выполнять около 20 сунн, т.к. они распространяются на холодные и горячие напитки.

Посуда

Разрешена посуда из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов.

Согласно шафиитскому мазхабу, как для мужчин, так и для женщин запрещено использование посуды из золота или серебра (тарелок, ложек, вилок, ножей и т. д.) для какой бы то ни было цели.

Исключение – только в случае отсутствия обычной дозволенной посуды.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок oгнем ада» (Муслим).

Смысл этого запрета в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши.

Ибн Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих.

Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они мoгли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы» (Ибн Кудама. Аль-Мугни, т. 8, с. 323).

Хузайфа ибн Яман сообщает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не пейте и не кушайте из серебряной и золотой посуды – это для них (неверующих) в мирском мире и для вас в ахирате» («Булюгу аль-Марам», № 16). Имам ан-Навави, да будет доволен им Аллах, сказал: «Использовать золотую или серебряную посуду согласно достоверному известному мазхабу является запретным» («аль-Маджмуъ», № 1/248).

Запрещено держать в доме такую посуду, потому что она может быть использована. Ислам также запрещает изготавливать золотую и серебряную посуду, куплю-продажу такой посуды и обмен её на что-либо.

  1. Шариат допускает изготовление посуды из смешанных металлов – с золотом и серебром – при условии, что недрагоценный металл составляет большую часть.
  2. Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и её можно употреблять, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.
  3. По материалам книги шейха Юсуфа Карадави «Дозволенное и запретное в исламе»
  4. См. также: Дуа перед едой, Дуа после еды, Дуа за того, кто накормил

Источник: http://muslimclub.ru/islam/sunni/eda.html

7 правил приема пищи в Исламе

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Чего я больше всего опасаюсь относительно моих последователей, так это больших животов [тучности, полноты, отсутствия меры в питании]…»[1]; «Наилучшие из моих последователей — это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем — следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]»[2].

Если пища для вас — это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес — ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Вот несколько правил приема пищи.

Правило 1

Упомянуть Бога в начале трапезы

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Сатана включается в вашу трапезу (получает доступ; становится ее участником), если вы не упоминаете Бога [приступая] к ней [например, сказав «бисмил-ля»]»[3].

Если человек в начале трапезы забыл упомянуть Бога, тогда он может сделать это, когда вспомнит, во время приема пищи либо в конце.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас собирается есть (трапезничать), то пусть непременно упомянет имя Господа (скажет «бисмил-ля»).

Если забудет об этом в начале, тогда [вспомнив] пусть скажет: «Бисмил-ля фи аввалихи ва аахирихь» (с именем Бога в начале и в конце)»[4].

Правило 2

Верующий ест за одного, а не за семерых!

«Однажды пророка Мухаммада посетил гость. Безбожник[5]. Посланник Божий попросил надоить [молока] козы [в качестве угощения]. Гость выпил все надоенное от одной козы. Пророк попросил подоить еще одну козу. Гость выпил и это. Так он выпил за раз удой с семи коз.

[Он остался гостить, и, видно, атмосфера доброты и великодушия настолько поразила его, что] наутро он стал мусульманином [уверовал в Бога, истинность миссии пророка Мухаммада; принял постулаты веры и религиозной практики]. [На завтрак] пророк Мухаммад повелел подоить козу и накормить гостя. Тот выпил. Подоили еще одну. Он (гость) не смог допить до конца.

И тогда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин)[6] пьет [как и ест] за одного человека, а безбожник — за семерых[7]«[8].

Известный сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар не начинал трапезу, пока не приводили одного нищего, с которым он и садился трапезничать. Однажды привели человека, который поел очень много.

Тому, кто привел, Ибн ‘Умар сказал: «Больше не приводи ко мне этого. [Он хотя и мусульманин, но ненасытный.

] Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а безбожник — за семерых»[9].

«Абу Нахик любил много поесть. Ибн ‘Умар однажды обратился к нему: «Поистине, пророк Мухаммад сказал: «Безбожник ест за семерых[10]!» Тот ответил: «Я уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланника [но есть этот серьезный недостаток, а потому намерен изменить свое пристрастие к еде]»[11].

Правило 3

Накладывать в тарелку столько, сколько необходимо съесть для поддержания жизненных сил, и доедать все до конца.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Дьявол приходит к каждому из вас всегда и по любому поводу. Даже когда вы едите. А потому если у кого-то из вас упал кусочек [еды, ломтик хлеба, например], то [подняв] пусть очистит его от грязи [безусловно, в разумных пределах], а после пусть непременно съест, не оставляет Дьяволу.

Когда же доест [завтрак, обед или ужин, например], пусть оближет свои пальцы [если во время трапезы что-то ел руками и на пальцах присутствуют остатки пищи. Опять же без перегибов и с учетом норм приличия того общества, в окружении которого трапезничает]. [Зачем все это?] Поистине, человек не знает, в какой еде (остатках пищи) заложена Божья благодать (баракят)»[12].

Правило 4

Не ругать пищу

Абу Хурайра передал, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) никогда (!) не ругал пищу [не критиковал за то, что она не так приготовлена; не вкусно, не сладко, недосолили]. Если ему что-то [из еды] нравилось, он это ел. Если не нравилось, тогда оставлял (отказывался)»[13].

Правило 5

Есть на голодный желудок и не наедаться досыта

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил[14]. Если этого слишком мало, тогда треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания»[15].

Правило 6

После еды прополоскать рот и через 15 минут почистить зубы

  • «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].
  • ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[17].
  • Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если бы не то затруднение, с которым могут столкнуться мои последователи, я велел бы им пользоваться мисваком [чистить зубы] каждый раз при совершении малого омовения[18] (перед каждой молитвой-намазом)»[19].
  • Он (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[20].
  • 15 минут нужны для естественного восстановления зубной эмали после воздействия на нее кислой пищевой среды.

Правило 7

Есть правой рукой

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас собирается есть, то пусть ест правой рукой. А если собирается пить [воду, например], то пусть пьет [держа сосуд] правой рукой.

[Во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот и пить воду необходимо именно правой].

Поистине, Дьявол ест и пьет левой рукой [и вам верующим совсем не к лицу уподобляться ему в манере приема пищи, тем более что это ежедневный процесс, который можно наполнять Божественной благодатью и благословением]»[21].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Джабира; св. х. ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 295.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 836, хадис № 102–(2017); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда].

Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 415, хадис № 3766, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т.

Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 363.

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 415, хадис № 3767, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 315, хадис № 1858, «сахих»; Ибн Маджа М.

Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 355, хадис № 3264, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 362; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С.

35, хадис № 476, «сахих».

[5] Вроде бы что может быть хуже безбожия?! Но независимо от вероисповедования либо отсутствия веры как таковой человек является человеком, не зря сотворенным Богом и имеющим потенциал уверовать. Весь вопрос в том, кто сможет подобрать ключ к вере, заложенной Богом в глубине души.

Напомню хадис: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно).

Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]». Хадис от аль-Асвада ибн Сари‘а; св. х. Абу Я‘ля, ат-Табарани, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж.

Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6356, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 410, хадис № 1385; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1066, хадис № 22–(2658); Ибн Кайим аль-Джавзия.

Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 5. С. 410.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5397.

[7] В одном из риваятов (вариантов хадиса) имама аль-Бухари сказано: «Мусульманин ест за одного человека, а безбожник — за семерых».  См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С.

1737, хадис № 5396. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С.

669, хадисы № 5393–5397 и пояснение к ним.

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 854, хадис № 186–(2063); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с ми имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С.

23–25, хадис № 186–(2063) и пояснение к нему; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89, 90, хадисы № 82–85; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С.

544, хадисы № 1823, «хасан сахих» и № 1824, «хасан».

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1736, хадис № 5393.

[10] В Коране сказано: «Безбожники же [беспечно] пользуются (наслаждаются) [жизнью земной, ведь они не верят в жизнь после смерти] и едят подобно тому, как едят животные [то есть инстинктивно, без благодарности Богу и не задумываясь, откуда это и зачем, не думая о вечных перспективах]. [Если они останутся таковыми до самой смерти, тогда] Ад [после Судного Дня] явится их прибежищем [навечно]» (см. Св. Коране, 47:12).

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5396. Там же. Т 4. С. 1737, хадис № 5395.

[12] Хадис от Джабира; св. х. Муслима См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 841, 842, хадис № 135–(2033); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 124, хадис № 2023, «сахих».

[13] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1102, хадис № 3563; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 854, хадис № 187–(2064).

[14] Конечно же, это очень индивидуально, зависит от возраста и интеллектуальных либо физических нагрузок в течение дня.

[15] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1220, хадис № 17318 (17186); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати).

Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 17, с. 88, 89, хадис № 81, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С.

682, хадис № 2385, «хасан сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 16.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[17] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1842, хадис № 25306 (24795); ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С.

127, хадис № 43–(253); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 296; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С.

118, хадис № 121.

[18] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

[19] В одном из достоверных риваятов говорится об омовении, в другом — о молитве-намазе. Хадисы от Абу Хурайры, Зейда ибн Халида, имама ‘Али и др.; св. х.

Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауда, ан-Насаи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 460, хадисы № 7506–7513, все «сахих»; аль-‘Аскаляни А.

Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 198.

[20] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[21] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 354, хадис № 4537; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 837, хадис № 105г–(2020); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда].

Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3776, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 481, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 369.

  1. Аят: 1:1

Источник: https://umma.ru/7-pravil-priema-pishhi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
e70c1e6d