Почему фитилём спиртовки нельзя касаться нагретой пробирки?

Слайд 1

ГБОУ средняя школа №450 Курортный район г. Санкт-Петербург Ахрамович Н.М . Практическая работа №1 Правила техники безопасности в кабинете химии . Приёмы обращения с лабораторным оборудованием 8 класс

Слайд 2

Цель: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.

  • Слайд 3
  • Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность – хорошо, А халатность – плохо Правила техники безопасности в кабинете химии . Работа по инструкции (карточки)
  • Слайд 4
  • Знакомство с лабораторным оборудованием
  • Слайд 5

Заполните таблицу: Название опыта Рисунки. Наблюдения Уравнения реакций Объяс нение наблюдений Выводы 1 . Устройство лабораторно го штатива Зарисуй штатив и укреплён ные на нём лапку, кольца, муфты. Подпиши их названия. 1. Для чего нужны муф ты? 2. Как правильно закре пить пробирку в лап ке? 3.

Способы проведения нагревания с использованием штатива (на открытом пламени в чашке для выпаривания и с помощью сетки) Для чего служит штатив? 2. Приемы работы со спир товкой Зарисуй спиртовку и под пиши названия ее составных частей. 1. Для чего нужен резер вуар ? 2. Для чего служит фи тиль и металлическая трубка с диском? 3. Как можно зажечь спиртовку? 4.

Как можно погасить пламя спиртовки? Правила техники безопасности при работе со спиртов кой. 3. Строение пламени . Зарисуй строение пламени и отметь его составные части. 1. Какая часть пламени самая холодная? 2. Как с помощью лу чинки доказать, где находится самая горя чая часть пламени? Как нужно использовать пламя для быстрейшего на гревания вещества? 4 .

Знакомство с лаборатор ной посудой . Зарисуй образцы лаборатор ной посуды (пробирку, химический стакан, воронку, колбу, чашку для выпарива ния ). 1. Какие правила нужно соблюдать при перемеши­ вании вещества в про­ бирке, колбе, стакане? 2. Как изготавливается бумажный фильтр? 3.

Какие правила долж ны соблюдаться при выпаривании вещест ва ? Для чего нужны пробирка, колбы, химические стаканы, фильтры, воронки?

Слайд 6

а) Устройство лабораторного штатива Штатив служит для крепления деталей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапки и кольца

Слайд 7

П очему подставка штатива изготавливается массивной? K аково назначение муфты, лапки и кольца? Муфты с укрепленными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении, для чего необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, подняв ее на необходимую высоту, закрепить

Слайд 8

П очему стержни лапок и колец располагают сверху муфты? П очему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться?

Слайд 9

Пробирку обычно зажимают около отверстия. В инт лапки сверху. На кольце устанавливают фарфоровую чашку

Слайд 10

б) Приёмы работы со спиртовкой. Строение спиртовки.

Слайд 11

Правила работы со спиртовкой: Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой. Тушить только колпачком – не дуть!

Слайд 12

П очему нельзя зажигать одну спиртовку от другой? K каким последствиям это может привести? С помощью чего гасят спиртовку ?

  1. Слайд 13
  2. в) Строение пламени
  3. Слайд 14

В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки? В какую зону пламени необходимо помещать нагреваемый предмет для быстрейшего его нагревания?

Слайд 15

Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Слайд 16

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл).

Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу.

В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником

Слайд 17

Инструкция по технике безопасности: Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе.

Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Слайд 18

Первая помощь при порезах: а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда); б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны.

Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом; г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Слайд 19

Посуда П очему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло? П очему запрещается встряхивать пробирку с веществом, закрывая отверстие пальцем? K каким последствиям это может привести?

Слайд 20

Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опытов и как деталь собираемых приборов.

Химический стакан с носиком служит для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения простейших химических операций (растворение, нагревание).

Колба коническая используется для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения различных химических операций. Колба плоскодонная служит для проведения химических операций, а также для хранения жидких и твердых веществ.

Слайд 21

Мерная посуда : цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей. Колба круглодонная служит для проведения разнообразных химических операций при нагревании.

Слайд 22

Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования. Стеклянная палочка предназначена для размешивания веществ в химической посуде.

Для предохранения посуды от случайного растрескивания при размешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки Ложка фарфоровая (1), шпатель ( 2) служат для взятия твердых и сыпучих веществ.

Ложка-дозатор (3) предназначена для взятия определенной порции вещества.

Слайд 23

Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей. Тигель фарфоровый предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре. Треугольник фарфоровый используется для размещения в нем тигля. Треугольник помещают на кольцо штатива.

Слайд 24

Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ. Штатив для пробирок , служит для размещения в нем пробирок. Зажим пробирочный служит для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени.

Слайд 25

Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различных приборов. Промывалка служит для промывания осадков дистиллированной водой, для смывания осадков с фильтров и стенок сосудов. Ее используют также для хранения небольших количеств дистиллированной воды. Воронка делительная предназначена для разделения несмешивающихся жидкостей, имеющих разную плотность.

Слайд 26

Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малыми количествами веществ.

Пластина для капельного анализа (керамическая или стеклянная) используется при выполнении опытов с очень малыми количествами веществ в объеме 1-2 капель.

Прокладка керамическая огнезащитная используется при нагревании веществ в стеклянной посуде. Прокладку размещают на кольце металлического штатива.

Слайд 27

Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Слайд 28

Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. Затем по палочке налить фильтруемую жидкость. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок.

Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра? Почему нельзя просто вылить жидкость на центр фильтра?

Слайд 29

При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случае, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор – не более 1/3 ее объема. Устанавливают чашу на кольце штатива и греют на открытом пламени при постоянном помешивании

Слайд 30

Заполните таблицу: Название опыта Рисунки. Наблюдения Уравнения реакций Объяс нение наблюдений Выводы 1 . Устройство лабораторно го штатива 1. Для чего нужны муф ты? 2. Как правильно закре пить пробирку в лап ке? 3. Способы проведения нагревания с использованием штатива (на открытом пламени в чашке для выпаривания и с помощью сетки) Для чего служит штатив? 2.

Приемы работы со спир товкой 1. Для чего нужен резер вуар ? 2. Для чего служит фи тиль и металлическая трубка с диском? 3. Как можно зажечь спиртовку? 4. Как можно погасить пламя спиртовки? Правила техники безопасности при работе со спиртов кой. 3. Строение пламени . 1. Какая часть пламени самая холодная? 2.

Как с помощью лу чинки доказать, где находится самая горя чая часть пламени? Как нужно использовать пламя для быстрейшего на гревания вещества? 4 . Знакомство с лаборатор ной посудой . 1. Какие правила нужно соблюдать при перемеши вании вещества в про бирке , колбе, стакане? 2. Как изготавливается бумажный фильтр? 3.

Какие правила долж ны соблюдаться при выпаривании вещест ва ? Для чего нужны пробирка, колбы, химические стаканы, фильтры, воронки?

Слайд 31

Лмтература и интернетресурсы : О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд . «Дрофа», Москва, 2010 год. А.А. Журин , Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. «Аквариум», Москва, 1997 год. WWW . lib . ru всемирная сеть интернет. О.С. Габриелян, А.В.Яшукова ..Химия 8-9 классы. Методическое пособие – М.Дрофа.2004г.

Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание, МарГТУ , 2004 О.С. Габриелян Химический эксперимент в школе. 8 класс. . Методическое пособие – М.Дрофа.2005г. http://forum.izcity.com/index.php?topic=788.0 http://www.sev-chem.narod.ru/foto/chemposuda.htm http://altaoptica.ru/cgi-bin/show.pl?price=him&id=27209 http://newstyle-y.ru/school/ucheb/himija/ wiki.pippkro.ru

Слайд 32

Спасибо за активную работу на уроке!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/11/07/prakticheskaya-rabota-no-1-pravila-tekhniki-bezopasnosti-v

Вывод: как следует нагревать пробирки на спиртовке? — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Реакция алюминия со смесью сульфата меди и хлорида натрия В.Н. Витер С помощью каких реакций можно получить водород? В любом школьном учебнике написано, что водород выделяется при реакции серной или соляной

Подробнее

Лабораторные работы по Химии Содержание Лабораторная работа 1. Ионные реакции в растворах электролитов… 3 Лабораторная работа 2. Общие свойства металлов…. 4 Лабораторная работа 3. Соединения неметаллов

Подробнее

46 Лабораторная работа 9 КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить некоторые физические и химические свойства одно- и многоосновных карбоновых кислот и их функциональных производных:

Подробнее

Тема урока: Признаки химических реакций. Тема: Практикум «Химия», 8 класс, Габриелян О.С. Составила: учитель химии и биологии школы 10 г. Волжска РМЭ Мухина Г.А. «Химии никоим образом научиться невозможно,

Подробнее

9 класс. Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических соединений». I вариант. Цель работы: выполняя экспериментальные задачи, повторить свойства оксидов,

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ 13 ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА ИНСТРУКЦИИ

Подробнее

18 Лабораторная работа 2 ЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить качественный состав органического вещества. Реактивы и материалы: неизвестное органическое вещество; оксид меди

Подробнее

Реактивы и расходные материалы, используемые в индивидуальном эксперименте в 8 классе Номера лабораторных (верхний ряд) и практических работ (нижний ряд) 2 4 5 6 6ЛО 7 8 9 10 15 17 19ЛО 21Д 22 26 30 36

Подробнее

УРОК 3 Практическая работа 1. Приемы обращения с лабораторным оборудование. Изучение строения пламени Цели: 1. Изучить простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием. 2. Выяснить что такое пламя

Подробнее

2. Повторите опыт с калий сульфатом (натрий хлоридом), силиций(iv) оксидом. III. Исследование хрупкости веществ 1. Поместите в ступку небольшое количество сахара, попробуйте измельчить его пестиком. Определите

Подробнее

ББК 742657 Г20 Г20 Гара, Н Н Химия Проверочные и контрольные работы к учебнику «Химия 8 класс» Н Е Кузнецовой, И М Титовой, Н Н Гары : 8 класс : методическое пособие / Н Н Гара М : Вентана-Граф, 2018 88,

Подробнее

Практические работы по неорганической химии Для учащихся а Учитель химии МАОУ СОШ 1 г. Краснокамска Давыдова Ирина Викторовна Практическая работа 1 «Осуществление цепочек превращений». Цель: доказать свойства

Подробнее

Лабораторная работа 2 Методы очистки веществ Теоретическая часть Методы очистки и разделения веществ основаны на использовании их различий в химических и физических свойствах. Примерами подобных способов

Подробнее

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП (ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ) Практические работы, рекомендованные в соответствии с примерными министерскими

Подробнее

5.2. Экспериментальная часть. 5.2.1. Цель работы: Изучение свойств простого вещества железа. Получение гидроксидов Fe(II) и Fe(III). Изучение их кислотно-основных свойств. Окислительно-восстановительных

Подробнее

Рабочая программа элективного курса по химии в профильном классе является компилятивной. Данный элективный курс предназначен для учащихся 0 классов выбирающих естественнонаучное направление, рассчитан

Подробнее

Лабораторная работа 5 СПИРТЫ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить некоторые физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов. Отметить качественную реакцию на многоатомные спирты. Реактивы и материалы:

Подробнее

79 1. ТЕМА: БЕРИЛЛИЙ, МАГНИЙ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ Опыт 1. Гидроксид бериллия и его свойства В две пробирки внести по 3 4 капли раствора соли бериллия. В каждую пробирку добавить раствор щелочи до образования

Подробнее

DIAGNOSTICĒJOŠAIS DARBS ĶĪMIJĀ 9.klasē 1 задание. Какое название не подходит по смыслу к другим названиям ряда? Ряд 1 нефть известняк природный газ каменный уголь Ряд 2 атом молекула ион вещество Ряд 1

Подробнее

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» ОБЩАЯ ХИМИЯ. ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Практикум

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 22 Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА /

Подробнее

2016-2017 уч. год Практический тур Практический тур проводится очно (продолжительность 4 часа), включает решение экспериментальной задачи в химической лаборатории 10 баллов, а также предварительную самостоятельную

Подробнее

38 Лабораторная работа 7 АМИНЫ. ДИАЗОСОЕДИНЕНИЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить некоторые физические и химические свойства алифатических и ароматических аминов. Отметить их характерные свойства. Получить диазосоединения

Подробнее

Всероссийская олимпиада школьников по химии Муниципальный этап 9 класс Решения заданий 2017 год Задание 1. В 136 г насыщенного водного раствора хлорида железа (II) внесли 34 г безводной соли. Полученную

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА им. ГУБКИНА Методические указания к лабораторному практикуму по общей химии Москва 2007 1 Авторы: проф. М.Л. Медведева, доц.о.г.

Подробнее

Московская олимпиада школьников химии 2018 2019 учебный год Задания экспериментального тура Девятый класс ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВЫХ ДОЛЕЙ КАРБОНАТА И ГИДРОКАРБОНАТА НАТРИЯ В СМЕСИ Цель работы: определить массовые

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии» для 9-х классов Разработана учителем Шелковой Ольгой Александровной 2014 г I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт

Подробнее

Материально-техническое оснащение образовательного процесса (20-2014 учебный год) Учебный предмет Класс Наименование Количество Химия Оборудование (общее) 8 11 Лабораторный штатив Перечень необходимого

Подробнее

LXXIII Московская олимпиада школьников по химии Экспериментальный тур 2017 год 9 класс Вариант 1 Задание 1) Вы получили у организаторов Олимпиады полиэтиленовую чашку (бюкс) с сухой смесью карбоната кальция

Подробнее

34 Лабораторная работа 6 ФЕНОЛЫ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить некоторые физические и химические свойства фенолов. Оценить взаимное влияние гидроксильной группы и бензольного ядра. Получить лабораторным способом

Подробнее

Формирование методологических умений при изучении химии Асанова Лидия Ивановна к.п.н., доцент ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Корпорация «Российский учебник» Методология (от греч.

Подробнее

Годовая контрольная работа по химии за курс 8 класса. I вариант. Инструкция: На выполнение годовой контрольной работы по химии дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 20 заданий. Часть 1

Подробнее

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ХИМИИ Наименование Кол-во, шт. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ 1 Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» 1 2 Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/66132053-Vyvod-kak-sleduet-nagrevat-probirki-na-spirtovke.html

Инструкция по технике безопасности при обращении со спиртовкой

Практическая работа №1

  • Приёмы обращения с лабораторным оборудованием
  • Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.
  • Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая, колбы, спички.
  • Правила техники безопасности в кабинете химии

Вы уже знаете, что химия – экспериментальная наука. Выполнение опытов – труд непростой. Он требует не только аккуратности и внимания, но и знания многих правил. Начнём с самых общих, таких, которые следует выполнять всегда, находясь в кабинене химии. 1.

Проводите опыты, предусмотренные учителем, соблюдая правила техники безопасности. 2. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами. 3. В химическом кабинете не ешьте, не пейте, не пробуйте вещества на вкус. Не наклоняйтесь над склянкой.

4. Определяя вещество по запаху, не делайте глубокого вдоха.

Осторожно направляйте к себе газ или пар рукой (страница 175 рис. 112)

5. Наливайте или насыпайте реактивы над столом. Пролитые или рассыпанные реактивы немедленно удалите по указанию учителя. Не оставляйте открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими реактивами. 6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте водой, затем нейтрализующим веществом. 7. Для опытов берите вещества в количестве, указанном учителем. 8. Оставшиеся вещества не ссыпайте и не сливайте в сосуд, из которого они взяты, а собирайте только в специально предназначенную посуду. 9. Убирайте свое рабочее место, не оставляйте грязной посуду.

Инструкция по технике безопасности при обращении со спиртовкой:

  1. зажигайте спиртовку или газовую горелку спичкой или лучиной, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой,
  2. зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место,
  3. если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя,
  4. никогда не следует наклоняться над горящей спиртовкой, дуть на неё, гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой,
  5. отверстие открытого сосуда направляйте в сторону от себя и от своих товарищей (чтобы не вдыхать выделяемые пары; может произойти выброс горячей жидкости),
  6. нельзя нагревать вещества в толстостенной посуде,
  7. в пробирке нагревайте небольшое количество вещества, жидкость должна занимать не более 1/3 объема пробирки,
  8. пробирку с веществом сначала нагрейте всю, а затем нагревайте в нужном месте (плохо нагревается раствор, может выбросить жидкость при кипении, произойдет ожог),
  9. нагревайте пробирку ниже уровня жидкости,

Зачетные вопросы по технике безопасности

  1. Почему нельзя принимать пищу и пить напитки в кабинете химии?

а) возможно отравление химическими препаратами, попавшими на пищу; б) неэтично; в) мешаешь окружающим;

  1. Следует ли мыть руки после того, как закончились занятия в кабинете химии?

а) не следует; б) обязательно вымыть; в) только по указанию преподавателя;

  1. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками?

а) они могут выскользнуть из рук; б) на приборе могут остаться трудно смываемые пятна; в) электрическая проводимость кожи повышается, и можно получить удар электрическим током;

  1. Как определить газ по запаху?

а) наклониться над сосудом и вдохнуть; б) направить пары газа к себе движением ладони; в) воспользоваться газоотводной трубкой; г) попросить понюхать соседа по парте.

  1. До какой максимальной высоты можно наполнять пробирки жидкостью перед нагреванием?

а) наполовину; б) на одну треть; в) на три четверти; г) на всю высоту.

  1. Почему нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя и своих соседей?

а) чтобы не вдыхать выделяемые пары; б) может произойти выброс горячей жидкости; в) все, указанное в других пунктах;

  1. Почему пробирку с раствором нельзя нагревать в одном месте?

а) плохо нагревается раствор; б) может выбросить жидкость при кипении, произойдет ожог; в) долго не закипит раствор;

Приёмы работы со спиртовкой, строение пламени

Порядок выполнения практической работы

2, 4. Резервуар для спирта; 3. Фитиль; 5. Колпачок.

  1. Зарисуйте в тетрадь устройство спиртовки
  2. Подготовленную к работе спиртовку зажгите, рассмотрите пламя. Однородно ли оно? Какие зоны можно в нём выделить?

(страница 177, рис. 114). Пламя имеет три зоны. Тёмная зона находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени. Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней трети пламени спиртовки. Т.о. для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горящую часть пламени. В неё и помещают нагревательный предмет.

  1. Наполните пробирку на ¼ объёма водой, зажмите в держателе и, выполняя все правила, нагрейте воду до кипения.

Устройство лабораторного штатива Штатив служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из:

  1. массивной чугунной подставки
  2. стержень
  3. муфты или зажимы
  4. лапки
  5. кольцо

Посуда Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор. Во время опыта во многих из них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило смешивают малые количества вещества (не более 2 мл) и высота столбика жидкости не должна превышать 2 см.

Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем.

Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями), стр. 178, рис. 116.

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки. Стр. 178, рис. 117 (химическая воронка). Воронки используются и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги) стр.178 рис. 118

Бумажный фильтр вложить в воронку и смочить водой, чтобы она плотнее прилегала к стенкам воронки. При фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке тонкой струйкой. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для выпаривания используют фарфоровые шашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить вещество из раствора.

Для получения газов используют простейший прибор, который состоит из колбы или пробирки и плотно входящих в них пробок с газоотводными трубками. Стр. 179 рис. 120, 121, 122

  1. Зарисуйте образцы химической посуды.
  2. Практическая работа №2
  3. Урок исследование
  4. Наблюдения за горящей свечой
  5. Цель: сформировать знания о строении пламени, физических и химических явлениях, актуализировать опорные знания о процессе горения
  6. Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
  7. «Познание начинается с удивления. Аристотель»
  8. Ход урока:
  9. Инструкция по технике безопасности:

Сегодня мы попытаемся исследовать «божественную искру» — огонь, узнать при этом много нового и интересного. Как горит огонь, одним из первых объяснил выдающийся английский ученый М. Фарадей. Он даже написал историю о том, как горит свеча. Послушать об этом к Фарадею приходил сотни людей.

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Опыт №1.

  1. Зажгите свечу? (можно потушить свет в классе) Что вы видите? (Вывод: при процессе горения виден свет)
  2. Поднесите руку к свече. Что ощущаете? (Вывод: при горении выделяется тепло)
  3. Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
  4. Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

К какому явлению относится реакция горения? (химическому)

Опыт №2.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу.

Внесите фарфоровую чашку внутрь пламени. Что происходит? (Вывод: чашка закоптилась, так как парафин сгорает не полностью, в результате образовалась сажа — чистый С)

Какой процесс здесь имеет место? (Плавление парафина относится к физическому явлению).

Реакция горения – это химическая реакция с кислородом, протекающая с достаточно большой скоростью, с выделением тепла и света, при этом образуются оксиды.

Рефлексия: В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину (оценки).

Приёмы работы со спиртовкой, строение пламени

Порядок выполнения практической работы

2, 4. Резервуар для спирта; 3. Фитиль; 5. Колпачок.

    1. Зарисуйте в тетрадь устройство спиртовки
    2. Подготовленную к работе спиртовку зажгите, рассмотрите пламя. Однородно ли оно? Какие зоны можно в нём выделить?
    3. Наполните пробирку на ¼ объёма водой, зажмите в держателе и, выполняя все правила, нагрейте воду до кипения.

Опыт №1.

    1. Зажгите свечу? (можно потушить свет в классе) Что вы видите? (Вывод: при процессе горения виден свет)
    2. Поднесите руку к свече. Что ощущаете? (Вывод: при горении выделяется тепло)
    3. Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
    4. Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Опыт №2.

      1. Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу.
      2. Внесите фарфоровую чашку внутрь пламени. Что происходит? (Вывод: чашка закоптилась, так как парафин сгорает не полностью, в результате образовалась сажа — чистый С)

Источник: https://uch.znate.ru/docs/2624/index-16295-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
e70c1e6d