Шокирующий эксперимент

В 1961 году Стэнли Милгрэм провел свой знаменитый, но возмутительный с точки зрения общества, эксперимент на тему подчинения авторитету.

Этот эксперимент был проведен под впечатлением суда над нацистским военным преступником Эйхманом, которого помимо прочих преступлений, обвиняли в том, что по его приказу были уничтожены миллионы евреев.При этом подсудимый вовсе не производил впечатления садиста, антисемита или патологической личности и  упирал на то, что, управляя конвейером смерти, он всего лишь делал свою работу и выполнял приказ.

После этого процесса Стэнли Милгрем и решил провести свое знаменитое исследование банальности зла. Его интересовало, как легко обычные люди, повинуясь приказу, готовы совершать ужасные вещи, мотивируя это благой целью.

Описание эксперимента

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор и еще два человека — «учитель» и «ученик». «Ученик» должен был заучивать пары слов из длинного списка, пока их не запомнит, а «учитель» — проверять его память и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

Участники эксперимента Стэнли Милгрэма

«Учеником» был приглашенный актер, однако «учитель» об этом не знал и думал что перед ним точно такой же доброволец как и он сам

 «Ученика» привязывали к креслу с электродами, а«учитель» уходил в другую комнату. Он начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

На 150 вольтах «ученик»-актёр начинал требовать прекращение эксперимента. Но экспериментатор настаивал и эксперимент продолжался. По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили.

Если «учитель» проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Результаты

Полученные результаты поразили всех, включая самого Милгрэма.  26 «учителей» из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент.

Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль «учителя», когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде.

Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-“учителя” продолжали нажимать кнопку. Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!».

Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Милгрэм начал свои эксперименты, чтобы выяснить, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.  Свои эксперименты он планировал проводить в Германии, жители которой, как он полагал,  склонны к повиновению.

Однако первый же, проведённого в Нью-Хэвене, штат Коннектикут эксперимент показал, что в поездке в Германию нет необходимости. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил ученый, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Существует определённый процент людей среди любой нации, готовых причинить боль, страдание и смерть не только чужеземцу, но и своему соотечественнику»

 Результаты экспериментаМилгрэмабыли настолько шокирующими, что были разработаны этические кодексы, делающие его полную реконструкцию невозможной.

Но в 2008 году Джерри Бергер из Университета Санта-Клары в США все же воспроизвел эксперимент Милгрэма, модифицировав его условия с учетом существующих ограничений. Как выяснилось, за 25 лет изменилось немногое: из 40 испытуемых 28 (то есть 70%) были готовы продолжать увеличивать напряжение и после того, как «ученик», якобы получив 150-вольтный удар, жаловался на сердце.

Эксперимент Милгрэма показал, насколько глубоко в нас укоренилось  сознание необходимости повиновения авторитетам. Самые обычные люди, как правило, настолько склонны к подчинению фигуре, наделенной властью, что, способны на крайнюю жестокость в отношении других людей, к которым не питают ни злобы, ни ненависти

Разумеется, не всякое подчинение включает акты агрессии против других. Подчинение — базовая составляющая в структуре социальной жизни и сама жизнь общества предопределяется существованием подчинения.  

Система власти нужна в любом обществе. Однако подчинение может служить как благородным и образовательным целям, благотворительности и созиданию, так и вести  и к разрушению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: