Шаманы Сибири и духи Италии.

Возрождение практик шаманизма началось в Европе и Америке в 60-е годы прошлого столетия.

Одними из первых, кто заинтересовался методиками шаманского исцеления, был антрополог Майкл Харнер. Он принимал участие в экспедициях в Южной Америке, и изучал культуру индейских племен, населявших эти места.

Особенно заинтересовали ученого шаманские практики двух племен — конибо (Перу) и хиваро (Эквадор). Досконально изучив древние верования, Майкл Харнер стал родоначальникам нового направления — неошаманизма. Свое мировоззрение исследователь изложил в книге «Путь шамана», которая издана на многих языках, в том числе и на русском.

Антрополог Майкл Харнер (1929 -2018)

Одной из последовательниц Харнера была итальянский историк Анна Соден. Исследуя шаманизм, она познакомилась с известной сибирской шаманкой Ай-ЧурекОюн и пригласила ее в Италию. Считая, что случайностей не бывает, Анна Соден попросила тувинскую шаманку объяснить, почему 24 марта 1999 года в туннеле горы Монблан произошла трагедия: вспыхнул пожар и погибли люди.

Как могло произойти то, что по всем инженерным расчетам не должно было случиться? Какие силы создали цепочку совпадений, которая стала причиной гибели почти четырех десятков человек?

Пообщавшись с местными духами, шаманка объяснила, что в этой трагедии люди виноваты сами.  Проложив тоннель, они потревожили священную гору Монблан и ее главного духа. А чтобы исправить ситуацию нужно создать священное место и  договариваться с духами. Тем более что Монблан – это не просто священная гора, ее духи хранят всю Европу.

Гора Монблан, Альпы

 Так был построен  оваа —  Храм Природы. Подобные святилища напоминают каменные курганы, в центре которых установлены несколько жердей или сухое дерево, к которой привязывают ленточки или полоски тканей. Эта древний ритуал – совершив подношения, люди оказывают свое почтение силам и законам Мироздания.

Так на северо-западе Италии, в ее самом маленьком регионе Валле-д’Аоста появилось святилище,  которое можно встретить в Сибири и Алтае.

Ай-Чурек приезжала в Аосту (главный город автономной области Валле-д’Аоста в Италии) ежегодно и не одна. Она привозила с собой шаманов и родственников, которые вместе с ней проводили ритуалы на оваа.

Анна Содэн настолько прониклась духом шаманизма, что даже получила от Ай-Чурек право на проведение шаманских ритуалов.

Анна бывает здесь вместе с имеющимся у нее тувинским ээреном — шитой куколкой, вместилищем семейных духов-покровителей.  Она часто  привозит с собой все необходимое для подношение духам: молоко, которое она разбрызгивает с помощью тувинской ритуальной ложки-девятиглазки, рис, который разбрасывает вокруг оваа и привязывает полоски ткани.

Ритуалы тувинских шаманов и их глубокая убежденность, что они могут успокоить такого мощного духа как  «Дух Монблана»произвели на местных жителей неизгладимое впечатление. И хотя Ай-Чурек уже нет в живых,оваа по-прежнему поддерживается в идеальном состоянии. Люди продолжают приходить на это священное место.

Они не знают, как себя следует себя вести, как правильно привязываться ленточки. Но чувствуют, что это место непростое и бессознательно несут в шаманское святилище ленты, монеты, кукол, бусы. И это является символом сопричастности.

Шаманизм до сих пор остается загадочным явлением, но, вероятно, его методики действительно могут помочь, если уже и психологи стали применять некоторые из его методик.

Вот что об этом рассказывает российский психолог Алина Леонидовна Слободова, прошедшая обучение у Майкла Харнера.

«В социуме я позиционирую себя как психолог-коммуникатор. Слово «шаман» имеет очень разные коннотации, и это приходится учитывать. Многие люди прозомбированы на тему «кто не с нами — тот против нас» — с такими я стараюсь не общаться. А психологи сейчас повернулись к изучению шаманских практик. Это неспроста – часто приходится сталкиваться с тем, что стандартный арсенал не срабатывает.

Все причины, и окружение остается — проблема возвращается. Поэтому мы учим этим практикам, которые потом позволяют увеличивать личную силу самому, восполнять ресурсы.

И душа каждого предмета, как и душа человека — для шамана феномен близкий к вещественному, ощущается, как что-то реально существующее. Даже товарные рынки имеют душу. Есть такая гипотеза о существовании семи тел, лишь одно из них – физическое тело человека. Все остальные — более тонкие, и от того насколько и как сцеплено физическое тело с другими оболочками, зависит и счастье, и успех, и здоровье.

Нужно стремиться к своему духовному Я, нужно погружаться в него, а не пребывать все время в материальном мире, «о душе надо подумать». Почему-то многие начинают думать о душе, когда бывает уже поздно».

Кто-то из читателей будет согласен со словами Алины Леонидовны, кто-то нет. Однако, сложно спорить с тем, что в нашей жизни очень много непознанного и неизведанного. И изучая такие древние практики, как шаманизм, можно узнать много интересного об окружающем мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: