Тони Роббинс и Эрих Фромм. Иметь или быть?

Тони Роббинс – самый дорогой и престижный коуч в мире. В списке его клиентов принцесса Диана, Маргарет Тэтчер, Джордж Буш, Сирена Уильямс, Майкл Дуглас и многие другие. Личный коучинг Тони Роббинса стоит миллион долларов в год, а в очереди приходится стоять два — три года.

В 24 года Тони Роббинс стал миллионером и исполнил свою мечту, купив особняк Del Mar Castle стоимостью 1 700 000 долларов. В 1997 году создал и возглавил Академию лидерства.

Освоив нейролингвистическое программирование и эриксоновский гипноз, великий оратор стал писать книги и проводить многочисленные красочные и грандиозные шоу, с четко продуманной организацией и элементами психологии и психотерапии.
В 1987 году вышла в свет первая книга Тони Роббинса «Беспредельная власть. Как добиться вершин личных достижений».

С 1997 года Тони Роббинс руководит Академией лидерства (Leadership Academy) – комплексом семинаров, посвященных формированию внутреннего образца человека,
Основной его посыл его книг и семинаров: «Изменить себя можно за 30 дней», «Позитивное мышление – это стратегия», «Разочарование вас разрушает», «Лидер не может быть пассивным».

Настоящий оратор и слегка сверх человек, Тони Роббинс, похоже, претендует не только на роль гуру, но и духовного лидера…

Эрих Фромм — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Его интересовали вопросы духовного развития человека.

Тридцатилетняя практика помогла Фромму сделать вывод: «Неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов». Он считал, что многие неврозы связаны с установками современного общества на прибыль, богатство и комфорт.

В своей книге «Иметь или быть?» Фромм объяснил, почему промышленный прогресс не оправдал ожидания и не сделал людей счастливыми. Человеку присуще как обладание (желание обрести власть, богатство и другие материальные блага), так и бытие (желание реализовать свои способности, готовность отдавать и делиться с другими).

У каждого человека есть возможность выбора, но почему сейчас вверх берет принцип обладания, а эгоизм стал одной из основ морали?

Пытаясь ответить на этот вопрос, Фромм изучает наследие великих философов, мыслителей и проповедников. Он приходит к выводу, что причина коренится в самой природе современного общества, которая делает ставку не на развитие человека и его способностей, а на обладание и получение прибыли. Общество стало материалистическим, и теперь предпочитает «иметь», а не «быть».

Фромм был уверен, что технический прогресс опасен, если с ним одновременно не идет моральное развитие человека.

Тем не менее, несмотря на материальные выгоды, которую дает человеку обладание, люди всегда восхищались теми, кто не боится идти вперед и прокладывает новый путь.

В буддийской традиции это Будда, который оставляет все, чем владеет: свою семью и касту. Такими же героями в иудаизме являются Авраам и Моисей. Таким же был и Иисус.

«Но мы не герои», — пишет Фром — « многие считают, что быть героями хотя и заманчиво, но глупо и противоречит собственным интересам. Осторожность и безопасность – вот критерий многих. Но так ли это? Деньги, престиж, собственность, власть и даже жизнь в любой момент могут быть потеряны.

Если я – это то, что я имею, то кем я становлюсь, если все теряю? Жалкий, поверженный, опустошенный человек. Меня постоянно терзает страх потерь: я боюсь воров, экономических перемен, революций, болезней, смерти, любви, свободы и любых изменений в жизни.

Но если я – это, что я есть, то никто не в силах угрожать моей безопасности и лишить меня чувства идентичности. Центр моего существа находится во мне самом и реализация моих сил и способностей зависит от меня » — пишет Фромм в своей книге.

Но Фромм оптимист и основывается на том, что природе человека потенциально присуще добро, стремление отдавать, делиться с другими и жертвовать собой. Только для этого «необходимо вырваться из тюрьмы своего одиночества и эгоизма».

Но могут ли в этом нам помочь в этом многочисленные «гуру» психологического оптимизма, которые обещают разбудить в человеке исполинах?

Вернемся к Фромму: «Сегодня миллионы в Америке и Европе пытаются найти учителей, которые наставили бы их на правильный путь. Однако в большинстве случаев доктрины этих учителей либо являются чистым надувательством, либо искажаются атмосферой общественной шумихи, либо смешиваются с деловыми и престижными интересами самих «наставников».

Но люди всегда и во все времена жаждали чуда. «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» — классика жанра.

И напоследок притча о Будде

Рассказывают, что после очередной проповеди Будда то ли грустный, то ли задумчивый сидел под деревом. Его глаза были полуприкрыты. К нему подошёл один из учеников и спросил:
— Учитель, что с вами? Что-то случилось? О чём вы думаете?

Несколько мгновений Будда сидел, не шелохнувшись и молчал.
— Бедные люди, они хотят увидеть чудо, они хотят, чтобы я исцелил их тела и даровал им просветление, — грустно промолвил он. — Жаль мне их. Они думают, что если получат желаемое, то станут счастливее.

Он покачал головой.
— Но никакие фокусы и исцеления не помогут им. Никто не подарит им счастья и просветления, которыми они и так обладают, не догадываясь об этом.

Они жаждут чудес, но их глаза не видят самого главного чуда — истины, радости и красоты природы, самое великое из которых — любящее сердце человека. Вместо этого они довольствуются мелкими фокусами. Если бы они только знали, как этим самым себя обкрадывают….

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: