Стили лидерства

В 1939 году основатель современной социальной психологии Курт Левин провел исследования по изучению лидерства. В ходе исследования он разделил школьников на три группы. Каждую из них возглавил ребенок, который демонстрировал один из трех стилей лидерства.

Лидеры — школьники осуществляли руководство при выполнении конкретного задания, а психологи оценивали реакцию группы на действия и распоряжения лидера.

Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства/лидерства:

  • авторитарный (директивный);
  • демократический (коллегиальный);
  • попустительский (разрешительный, либеральный)

Авторитарный стиль

Распоряжения лидера четкие, деловые и краткие, а все решения  принимаются единолично. Возражения игнорируются, запреты без снисхождения,часто с угрозами. Дела в группе планируются во всем объеме и заранее, но не учитывают точку зрения других членов группы. Из-за этого между лидером и теми, кто выполняет распоряжения, часто случаются разногласия.

Левин обнаружил, что при таком стиле лидерства у людей практически не остается пространства для творчества. Часто такой лидер злоупотребляет своей властью и его воспринимают как человека с диктаторскими наклонностями.

Авторитарное лидерство больше подходит для случаев, когда лидер самый знающий и квалифицированный член команды или у группы нет времени для совместной выработки решения.  Перейти с авторитарного стиля лидерства на демократический намного труднее, чем с демократического на авторитарный.

Демократический, или коллегиальный, стиль лидерства

Наиболее эффективный стиль лидерства. Инструкции исходят в форме предложений, тон общения – товарищеский. Замечания с советами, а распоряжения и запреты с дискуссиями.  Мероприятия планируются в группе, а за реализацию предложений отвечают все.

Решающее слово остается за демократическим лидером, но к участию в принятии решений привлекаются все члены группы. Благодаря этому они чувствуют себя вовлеченными и мотивированными, что способствует их креативности.

Левин обнаружил, что в таких группах дети трудились менее продуктивно в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным.

Попустительский, или либеральный, стиль лидерства

Характеризуется отсутствием похвалы, порицаний и сотрудничества. Лидер не дает указаний, дела в группе идут само собой, а работа складывается из отдельных интересов участников группы. Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы

Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен. Он отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща.

Такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области и могут работать самостоятельно. В другом случае оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей.

Если перейти к практическим примерам лидерства, то одним из весьма показательных случаев будет Facebook и его руководитель Марк Цукерберг.

Согласно опросу Glassdoor, в 2013 году 99% сотрудников Facebook поддерживало Марка Цукерберга и считало его прекрасным начальником. В 2014 году этот рейтинг упал до 93%, но подчинённые всё равно его обожают.

Один из сотрудников подробно описал причины всеобщей любви к Цукербергу и одна из них следующая:

«Он не все решения принимает самостоятельно, далеко не все. Мы чувствуем, что нам доверили право внедрять функции, которые, как нам кажутся, будут наиболее полезными для пользователей. Этим Facebook разительно отличается от многих компаний с вертикальным стилем управления, и мы довольны таким балансом»

Это, пожалуй, вполне весомое подтверждение теории Курта Левина — демократический стиль управления поддерживает творчество и инициативу в коллективе, а это способствует росту и развитию бизнеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: