Психология открытий

Традиции – это хорошо или плохо? Безусловно, они являются огромной частью нашей жизни и способом передачи знаний, и многие из них действительно полезны. Но, к сожалению, далеко не всё о чем говорят «так принято» проходит проверку здравым смыслом.

Были времена, когда наука противопоставляя себя церкви и ее нерушимым догматам, была своего рода«революционеркой». Сейчас, несмотря на огромный скачок вперед, в недрах научного сообщества процветает консерватизм, а также нежелание выходить за рамки, установленные в прошлом «авторитетами».

В качестве традиций в науке выступает научный метод и накопленный багаж знаний. Помимо того, в научном сообществе есть строгая иерархия. Что стоит слово юного ученого против мнения авторитетного академика? И даже если молодая и талантливая поросль доказывает значимость своего открытия, многие маститые ученые остаются при своем.

Почему? Потому, что  человека, который всю свою жизнь посвятил исследованию феномена, трудно убедить в его неправоте, он относится с идеологической привязанностью своему творению. Для продвижения новых знаний нужно стать неоспоримым авторитетом, и остается надеяться, что человек успеет это сделать за отведенное ему время. Поэтому наука развивается медленно, и о многих интересных открытиях мы можем просто не узнать.

Да, часто наука эффективно работает и помогает нам в жизни,она полезна, но это совершенно не значит, что её способ описывать мир единственный истинно верный. И те люди, для кого авторитеты не боги, и кто готов отстаивать свою точку зрения часто оказываются первооткрывателями. Яркий пример такого «прорыва» — открытие письменности древних майя.

Индейцы майя — жители Центральной Америки. Высокоразвитая цивилизация майя, зародившаяся за две тысячи лет до нашей эры, достигла значительных высот в архитектуре, математике, астрономии и литературе.Просуществовала до прихода испанских и португальских завоевателей Нового Света— конкистадоров (конец XV — начало XVI века).

Работы по расшифровке письменности майя велись с 18-го века, однако понять древние тексты ученые не могли, им было известно значение только некоторых знаков. Дошло до того, что известный немецкий исследователь культуры майя Пауль Шелльхас (1859—1945) под конец жизни отчаялся и выпустил статью под названием «Дешифровка письменности майя — неразрешимая проблема».

Главным специалистом в мире по расшифровке письменности майя считался американский ученый Эрик Томпсон (1898—1975). Он был настолько увлечен цивилизацией майя, что даже в свадебное путешествие  с женой отправился в американские джунгли.

Томпсон категорически отвергал мысль о том, что иероглифы майя представляют собой буквы или слова. Он считал их только символами,картинками, которые выражают идеи, а не звуки. Эта теория превращала расшифровку иероглифов майя в невыполнимое дело — было невозможно  догадаться, какой символический смысл вкладывали индейцы в каждый из многих сотен своих рисунков! Мало того, что Томпсон ошибался, он еще и не терпел инакомыслия.  Выступить лингвисту против теории Томпсона,учёного с мировым авторитетом, значило оказаться безработным.

Но нашелся ученый, который был свободен от мнения авторитетов.
Наш соотечественник Юрий Кнорозов (1922 — 1999) был лингвистом,специалистом по древним языкам. А домом ему служила маленькая комнатка,заполненная книгами до самого потолка, в знаменитом петербургском музее —Кунсткамере. Кнорозов разбирал музейные экспонаты, пострадавшие от недавней войны, а в свободное время изучал странные рисунки древних индейцев майя.

Юрий Кнорозов с кошкой Асей

 Кнорозов воспринял проблему расшифровки письменности майя как личный вызов: «То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим!». Не покидая кабинет,гениальный русский ученый сделал то, что не удалось никому другому: нашел ключ к загадочному письму древних майя.

Ключом к «коду майя» для Кнорозова стала книга «Сообщения о делах в Юкатане», написанная в 16 веке францисканским монахом Диего де Ланда (1524 — 1579). Диего был вторым епископом Юкатана и весьма противоречивой личность. С одной стороны, он проявлял интерес к индейской культуре и изобрел «латинскую версию» письменности языка майя, с другой учредил инквизицию и сжег большинство древних рукописей, тем самым уничтожив культурное наследие этого великого народа.

Для Юрия Кнорозова изучение труда Диего де Ланда стало поворотным моментом в работе. Основной своей целью епископ считал обращение в христианство местного населения, и решил что миссионеры должны использовать их язык и письменность для проповеди. Чтобы сопоставить язык испанцев и майя, Диего привлек индейцев и составил список соответствия между иероглифами и буквами.  Список оказался в итоге не точный, потому что структура двух языков очень отличалась. По этой причине большинство исследователей впоследствии не принимали во внимание труды епископа, или даже считали их фальсификацией.

Юрий Кнорозов, в отличии от остальных, понял, что несмотря на ошибки, в трудах Диего больше всего «зацепок» для расшифровки текста. Также он догадался что большая часть знаков — это не целые слова и понятия, а слоги.

 Далее он изучил три сохранившиеся рукописи майя и подсчитал, что для написания своих текстов майя использовали 355 знаков.Проанализировав, как эти знаки сочетаются и с какой частотой повторяются, Юрий Валентинович выявил разные части речи и члены предложения. А дальше началось самое интересное — чтение рукописей и, наконец, в 1963 году была опубликована его монография, посвященная методам и результату дешифровки. 

Это открытие было настолько важным, что мировое научное сообщество сравнивало его  с покорением космоса. И неудивительно, потому что, составив каталог иероглифов майя, ученый сделал возможным изучение цивилизации, оставившей огромное наследие: города, книги, сотни тысяч образцов культуры и искусства.

Однако, заслуга Юрия Кнорозова не только в его великих открытиях. Она еще и в том, что он на своем примере показал насколько важна смелость, решимость идти своим путем и подвергать сомнению даже самые авторитетные мнения. Ведь кто знает, сколько важных вопросов можно решить, используя новый подход и нестандартное мышление..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: