Оптимизм и пессимизм — часть 2

Оптимисты изобретают самолет, а  пессимисты – парашют.

Итак, переходим ко второй части статьи об оптимизме и пессимизме. В первой части мы рассмотрели историю их изучения, а сейчас узнаем о самых последних исследованиях и открытиях в этой области.

С тех пор как ученые занялись изучением этих двух типов мировоззрения, они задались вопросом — от каких факторов зависит то, станет человек оптимистом или пессимистом. По результатам исследований было выявлено несколько основных причин, которые на это влияют.

Во-первых, очень большую роль играет воспитание в детстве. Согласно многочисленным научным исследованиям, существует прямая связь между оптимизмом-пессимизмом у родителей и у их детей. Объясняя все сложности в жизни маленького человека его недостатками , а также постоянно жалуясь при нем на жизненную несправедливость, можно вырастить законченного пессимиста.

Во-вторых, согласно данным финских психологов, на формирование пессимизма и оптимизма влияет социально-экономическое положение семьи, в которой подрастает ребенок. В семьях с высоким социальным статусом и достатком вырастает больше оптимистов, чем в малообеспеченных семьях. И даже если выросший в бедной семье человек разбогатеет, ему будет сложнее оптимистично смотреть на жизнь. А люди, выросшие в обеспеченных семьях,как правило, даже при наличии трудностей с оптимизмом смотрят в будущее.

Третий, очень важный фактор — это генетическая предрасположенность. Американскими учеными из калифорнийского университета выявлено, что уровень оптимизма зависит от того, каким вариантом гена окситоцинового рецептора наградила человека природа. Ген этого рецептора существует в двух версиях: в определенном участке последовательности ДНК может стоять либо аденин (А-версия), либо гуанин (G – версия). И наличие того или иного варианта гена соответствует психологическому профилю человека: насколько он устойчив к стрессу, легко ли подается унынию и т.д.

Также интересные исследования провели ученые из лондонского университетского колледжа.  Воздействие методом транскраниальной магнитной стимуляции на «зоны пессимизма», которые, как считают исследователи, находятся в правой нижней лобной извилине, не изменило поведение испытуемых. А торможение в левой извилине, предполагаемой зоне оптимизма, заставило участников эксперимента признать существование опасности и задуматься о последствиях. Кто знает, возможно, наградив организм человека склонностью к пессимизму, природа перестраховалась, ограждая его от бездумных поступков.

Но, с другой стороны, есть много исследований, которые подтверждают преимущества оптимистов. Они лучше адаптируются к трудным жизненным ситуациям, обладают лучшим здоровьем. Оптимисты придерживаются в целом положительных ожиданий в жизни, и живут на фоне радостного эмоционального состояния. Пессимисты же, ожидая худшего, часто находятся в подавленном настроении и унынии. 

Оптимист верит, что неудачи носят временный характер, и в их возникновении виноваты обстоятельства. Определяющей же чертой пессимизма является вера в то, что неудачи будут преследовать постоянно, и виноват в них сам человек.

 В 1950-х—1960-х  стала развиваться позитивная психология, которая опиралась на достижение Гордона Олпорта, Карла Роджерса, и Абрахама Маслоу.  Эти и другие представители гуманистической психологии призывали психологов больше обращать внимание на стимулирование психического здоровья, чем на лечение болезней и патологий. Среди современных исследователей в этой области наиболее известны Эд Динер, Михай Чиксентмихайи, Чарльз Снайдер, Альберт Бандура, Дэниел Гильберт и Джон Хайдт.

Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман (род. в 1942) , который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению . В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей.

Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил два основных направления для будущих исследований: положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В ходе специальных экспериментов он с коллегами обнаружил, что собаки, которые получали лёгкий разряд тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором, и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

Мартин Селигман, один из родоначальников позитивной психологии

Позже оказалось, что как собаки, так и люди вели себя беспомощно в одной ситуации — после нескольких безуспешных попыток избежать неприятностей, даже когда шансы на изменения к лучшему оставались. Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что клиническая депрессия связана именно с неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния. Этот феномен он назвал «синдромом выученной беспомощности».

Однако, не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума. Именно они и заинтересовали Селигмана, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так Селигман пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.

Именно благодаря Селигману идеи позитивной психологии очень быстро превратились в новое направление в психологической науке. Теория сознательного оптимизма становится национальной идеей Америки, а ее автор — самым известным психологом в стране.

Его программа применяется в школах,  в армии США, перерабатывает базовые установки Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Селигман консультирует ведущие корпорации и правительство, по его тестам принимают на работу новых сотрудников, и горе тем, кто не показывает необходимый уровень оптимизма.

Его теории применяется и в России. В последние годы огромную популярность приобрели тренинги позитивного мышления, призванные привить людям более оптимистичный взгляд на жизнь  и тем самым способствовать успехам. «Все будет хорошо! Все проблемы разрешимы! Будьте оптимистами, и успех вам обеспечен! Оптимизм – это залог успеха, достатка, несокрушимого здоровья! – вот основная мысль подобных тренингов.

Но, похоже, эра полного оптимизма подошла к концу. Те же американские психологи, поддержавшие в свое время позитивное движение в психологии, усомнились в том, что традиционно являлось одним из символов процветания США и ее граждан. В Вашингтоне даже прошел симпозиум под девизом «Незамеченные достоинства негативизма»

О чем же говорили его участники? О том, что у оптимизма кроме плюсов есть и минусы. Что односторонний взгляд на мир и на себя искажает реальную картину происходящего. Бездумный оптимист живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков.  Беспечность и эгоизм, разочарование и крах надежд – все это его плоды. И каждому человеку нужна доля пессимизма, чтобы не обольщаться и трезво смотреть на вещи.

Очевидно, в итоге психология приходит к тому же о чем издревле говорила народная мудрость – к «золотой середине». Не стоит, да и невозможно полностью менять свое мировоззрение в погоне за очередным рекламируемым идеалом. Однако, чтобы сделать свою жизнь более комфортной нужно стараться соблюдать баланс в своих эмоциях и взглядах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: